Создание в ВС США Центра по борьбе с угрозами распространения и применения оружия массового поражения
Генерал-майор М. Вильданов, профессор АВН, кандидат военных наук; подполковник Д. Галкин
В соответствии с уточненным «Планом объединенных командований» в министерстве обороны Соединенных Штатов завершено формирование в составе объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США центра по борьбе с угрозами распространения и применения оружия массового поражения (USSTRATCOM) Center for Combating Weapons of Mass Destruction). Созданный центр предназначен для координации деятельности органов государственного и военного управления, имеющих задачи по борьбе с угрозами распространения и применения ОМП против Соединенных Штатов и их союзников. Ответственность за организацию этой работы возлагается на командующего и штаб ОСК. Непосредственное руководство центром, расположенным на военной базе Форт-Бельвуар (штат Виргиния), осуществляет (по совместительству) директор управления по снижению угроз министерства обороны США (Defense Threat Reduction Agency). Порядок его подчиненности командующему ОСК определяется руководящими документами. Формирование этой структуры осуществлено в рамках определенной численности (около 130 военнослужащих и гражданского персонала). В настоящее время завершены организационно-штатные мероприятия по созданию данного органа и разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей его деятельность. Предполагается, что центр будет решать следующие комплексные задачи: - разрабатывать руководящие документы по борьбе с угрозами распространения и применения ОМП; - проводить постоянный мониторинг обстановки в мире в части касающейся оружия массового поражения, готовить предложения военно-политическому руководству страны для принятия решений по борьбе с угрозами распространения ОМП и защите территории США и их союзников от возможных террористических атак с его применением; - заниматься планированием и организацией выполнения основных мероприятий по борьбе с угрозами распространения, приобретения и применения террористическими организациями ОМП против Соединенных Штатов и их союзников; - контролировать выполнение органами военного управления министерства обороны, региональными объединенными командованиями ВС США и войсковыми формированиями требований руководящих документов по борьбе с угрозами распространения ОМП и защите объектов в зонах ответственности; - осуществлять поддержку международных усилий по свертыванию программ создания ядерного оружия в Иране и КНДР; - взаимодействовать с соответствующими командованиями ОСК в ходе адаптивного планирования и при подготовке предложений ВПР страны для принятия превентивных мер в целях уничтожения объектов, предназначенных для производства и хранения ОМП, а также баз размещения террористических организаций и их руководителей; - осуществлять руководство силами и средствами, выделенными из состава ОСК и других объединенных командований ВС США, гражданских министерств и ведомств для контроля выполнения принятых решений в части касающейся борьбы с угрозами распространения и применения террористами ОМП, защиты территории, как своей, так и союзников; - способствовать объединению усилий и координации деятельности органов государственного и военного управления, штабов видов вооруженных сил, объединенных командований по организации выполнения мероприятий с целью предотвращения угроз распространения и применения террористическими организациями ОМП; - осуществлять взаимодействие с ЦРУ, ФБР, министерством внутренней безопасности, антитеррористическим центром и другими военными и государственными структурами в интересах планирования и проведения совместных операций по борьбе с угрозами терроризма, связанными с распространением и применением оружия массового поражения; - участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий применения террористическими организациями ЯО и других видов ОМП, а также в случае природных и техногенных катастроф, произошедших на территории США, их союзников или других государств; - планировать и проводить командно-штабные и исследовательские учения по отработке задач борьбы с угрозами распространения и применения террористическими организациями ОМП по объектам на территории США и их союзников. Зарубежными военными специалистами отмечается, что центром разработан ведомственный план, в котором определены цели, задачи, основные мероприятия, силы и средства ВС США, других министерств и ведомств, привлекаемых для борьбы с угрозами распространения и применения ОМП. В этом документе учтены требования «Национальной воен-зой стратегии США по борьбе с ОМП». Основные мероприятия плана направлены за усиление всех видов разведки с целью своевременного вскрытия и пресечения замыслов террористических организаций по приобретению и применению ОМП против США и их союзников, а также группировок вооруженных сил, дислоцированных в различных регионах мира. Для предотвращения глобальной угрозы применения ОМП террористами и обеспечения надежной защиты в случае ее реализации предусматривается интеграция ресурсов мирового сообщества. Планируется более тесное взаимодействие объединенных командований ВС США на ТВД с группировками войск союзников и многонациональных сил для отработки вопросов оперативной и боевой совместимости в интересах борьбы с подобными угрозами путем проведения учений и тренировок с привлечением других стран. Предполагается также создание объединенных сил и средств с целью предотвращения глобальной угрозы ОМП-терроризма, исключению захвата террористическими организациями компонентов такого оружия, технической документации, обеспечению надежной охраны и обороны ядерных объектов. Одной из актуальных задач считается оказание содействия другим государствам в безопасной утилизации оружия массового поражения и средств его доставки. В соответствии с основными положениями оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар» в случае выявления специалистами центра реальных угроз, связанных с возможностью применения ОМП против США и их союзников, предусматривается нанесение высокоточных ядерных и неядерных ударов по объектам, связанным с производством ОМП, и базам террористических организаций, находящимся в любой точке земного шара. Непосредственно планированием таких ударов занимается командование глобальных ударов и интеграции с привлечением других функциональных командований из состава ОСК ВС США. Следует отметить, что благодаря совершенствованию боевых возможностей системы управления, связи, разведки и оперативного планирования, интеграции стратегических наступательных в оборонительных сил обеспечивается совращение сроков выработки и реализации превентивных мер по ликвидации угроз применения ОМП, направленных против Соединенных Штатов и их союзников. Анализ зарубежных информационных материалов свидетельствует, что командование ОСК и руководство центра уделяют значительное внимание организации мероприятий оперативной и боевой подготовки с привлечением соответствующих органов государственного и военного управления. Так, в ходе исследовательского командно-штабного учения (КШУ), проведенного в рамках единой оперативной концепции «Борьба с ОМП», отрабатывались вопросы оценки военно-политической обстановки и принятия решений в целях борьбы с угрозами применения ОМП в различных регионах мира, организации управления, межведомственного взаимодействия, «стратегической пропаганды» и комплексного разведывательного обеспечения. В перспективе планируется увеличить количество КШУ и повысить интенсивность их проведения. Важнейшей функцией центра является взаимодействие с консультативным советом по вопросам международной безопасности (International Security Advisory Board) при госдепартаменте США по проблеме международного противодействия приобретению и использованию террористами оружия массового поражения. Предусматривается участие новой структуры в решении следующих задач: реализация в вооруженных силах «Глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом» (Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism), выдвинутой президентами России и США на саммите «большой восьмерки» в июле 2006 года в Санкт-Петербурге; формирование так называемых досье на государственных и негосударственных лидеров, которые потенциально способны передать ОМП-технологии в руки террористов; выработка механизмов предоставления гарантий военной безопасности для руководства «проблемных стран» с целью исключения их сотрудничества с террористами; активизация работы на театрах военных действий по борьбе с ОМП-терроризмом; участие в создании экспертной группы для разработки «Дипломатической стратегии по борьбе с ОМП-терроризмом» и подготовке меморандумов о взаимопонимании с другими государствами в рамках строительства международной коалиции по противодействию подобному виду терроризма. Военно-политическое руководство США считает, что создание данного центра в составе ОСК будет способствовать повышению эффективности борьбы с угрозами распространения и применения ОМП по объектам на территории Соединенных Штатов и их союзников.
Зарубежное военное обозрение 2008 №1 с.28-31 Индекс 70340, 15748
Другие материалы по теме
Смотрите также
|