search
menu
person

NEWS AND UDATES


Двойные стандарты США при выполнении конвенции о запрещении химического оружия (2019)

Двойные стандарты США при выполнении конвенции о запрещении химического оружия

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент;
полковник А. Девахин,
кандидат военных наук, доцент

Полное уничтожение химического оружия (ХО) считается одной из важных проблем мирового сообщества в сфере обеспечения международной безопасности, поскольку даже его ограниченное применение приводит к большим человеческим жертвам. Для решения этой проблемы сформирован и действует режим нераспространения оружия массового поражения (ОМП), основными инструментами которого, применительно к рассматриваемой сфере, являются Женевский протокол 1925 года и Конвенция "О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении" (далее - Конвенция, или КЗХО).

Женевский протокол 1925 года (Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств) стал первой действенной попыткой мирового сообщества объявить вне закона использование химического и биологического оружия во время военных действий. В этом заключается его главное военно-политическое значение, которое сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

Конвенция "О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении", открытая к подписанию Генеральным секретарем ООН в Париже 13 января 1993 года, вступила в силу 29 апреля 1997-го.

Документ является первым многосторонним соглашением по разоружению, которое предусматривает полную ликвидацию целого класса ОМП в течение установленного срока, запрещает его производство, применение и распространение.

Со времени вступления Конвенции в силу к ней присоединились 193 государства. Вне ее правового поля до сих пор остаются Израиль (подписал, но не ратифицировал), Южный Судан, Египет и Корейская Народно-Демократическая Республика.

Каждый участник Конвенции обязался ликвидировать все свои запасы и объекты производства не позднее чем через 15 лет со времени вступления соглашения в силу (к 29 апреля 2012 года). Ввиду объективной невозможности выполнить эти обязательства ряду стран предельный срок был продлен: России - до 2020-го (РФ уничтожила ХО в 2017 году), США - до 2023 года.

В целях осуществления всеобъемлющего контроля за уничтожением ХО, ликвидации объектов по его производству и состоянием мировой химической промышленности в Гааге действует международная Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), основным исполнительным органом которой является технический секретариат.

За время своего действия Конвенция стала одним из наиболее эффективных и реально функционирующих разоруженческих механизмов. Вместе с тем реализацию ее положений и деятельность техсекретариата отличают двойные стандарты. Так, военное и политическое руководство США на различных международных форумах постоянно заявляет о пунктуальном выполнении положений документа, подтверждая это уничтожением более 90% запасов своего ХО первой категории. Вместе с тем выполнение ими обязательств имеет избирательный характер. Любые ограничения, "ущемляющие американские интересы", Вашингтон при прямом попустительстве со стороны Организации по запрещению химического оружия игнорирует.

Ежегодные доклады Белого дома, зарубежные информационные материалы, а также оценки МИД РФ свидетельствуют о следующих нарушениях американским руководством положений Конвенции, регламентирующих нераспространение химического оружия:

1. Ратификация международных соглашений с оговорками, позволяющими свести к нулю механизмы их реализации.

Так, США ратифицировали Конвенцию с 28 оговорками, которые противоречат положениям этого документа. Такие ограничения предоставляют им исключительные права в ряде вопросов, включая возможность отказа в приеме международных инспекций, если те "создают угрозы национальной безопасности". Кроме того, США являются одной из немногих стран, продолжающих сохранять свою оговорку к Женевскому протоколу 1925 года, которая предоставляет право на ответное применение ХО, что нашло отражение в действующем указе американского президента № 11850, разрешающем ВС страны применять "нелетальные" виды химического оружия. При этом степень его "нелетальности" определяется Пентагоном самостоятельно.

2. Прямые нарушения механизмов реализации международных соглашений. В соответствии с подпунктом b п. 1 ст. III КЗХО Соединенные Штаты обязаны информировать технический секретариат организации обо всех фактах оставления ХО на территории других государств. Поскольку данное требование не было выполнено после ратификации Конвенции, администрация США стремится не допустить обнародования данных сведений третьими странами.

Так, Вашингтон не признал принадлежность оставленных Пентагоном в Панаме (о. Сан-Хосе, архипелаг Лас-Перлас, 70 км юго-восточнее г. Панама) семи авиабомб и одного выливного авиационного прибора, снаряженных фосгеном и хлорцианом, несмотря на подтверждение их американского происхождения экспертами техсекретариата ОЗХО еще в 2002 году. Белый дом при содействии юридической службы данной организации добился от руководства Панамы согласия объявить о том, что указанные боеприпасы - это "старое химическое оружие" (то есть произведено до 1946 года, согласно п. 5, ст. II Конвенции), и принять на себя обязательство по их ликвидации. При этом техсекретариат под предлогом "несущественности" для режима нераспространения "не заметил", что два из подлежащих объявлению снарядов произведены намного позднее 1946 года.

Значительное количество оставленного американцами химического оружия периода вьетнамской войны обнаружено в Камбодже. Так, в 2012 году в провинции Мондолькири было найдено 58 американских боеприпасов с веществами Си-Эн и Си-Эс (реактивных и артиллерийских снарядов, ручных гранат), а также 12 выливных авиационных приборов с контейнерами для транспортировки отравляющих веществ (ОВ). Специальная комиссия ОЗХО установила, что они принадлежат Соединенным Штатам. Однако Пномпень под давлением Вашингтона тогда не стал официально объявлять о данном факте, рассчитывая на американские экономические "бонусы".

В 2017 году в провинции Свайриенг было выявлено уже 34 места захоронения химического оружия: в частности снаряженные ирритантом Си-Эс авиационные бомбы Мк 82 ВВС США, сбрасываемые кассеты и бочки с дистанционными взрывателями. Однако позиция Вашингтона по вопросу их принадлежности существенно изменилась. Американцы отказались обсуждать с камбоджийской стороной негативное влияние токсичных химикатов на местное население, флору и фауну и игнорируют просьбы о помощи в их утилизации. В целях оказания содействия в ликвидации оставшихся на территории страны американских химических боеприпасов камбоджийские власти направили подробную документированную информацию в техсекретариат ОЗХО.

3. Давление на международные институты для замалчивания фактов нарушения США Конвенции. По данным зарубежных источников, американские и британские специалисты в период с 2003 по 2011 год обнаружили в Ираке более 4,5 тыс. артиллерийских и реактивных химических снарядов, а также авиабомб, оставшихся после падения режима С. Хусейна, и скрытно уничтожили боеприпасы в одностороннем порядке без верификации со стороны технического секретариата ОЗХО (нарушение подпункта а п. 1 ст. III Конвенции).

Основной причиной засекречивания их утилизации стало нежелание Вашингтона афишировать свой вклад в иракскую военно-химическую программу.

Отчет о таком нестандартном методе уничтожения химснарядов США официально передали в ОЗХО только в 2009 году с целью убедить руководство этой организации в том, что принятые ими меры строго соответствовали положениям Конвенции. Там отказались от проведения расследования якобы ввиду "чрезвычайного характера ситуации" и отсутствия положений, регламентирующих порядок ликвидации ОВ в условиях боевых действий. В действительности американское руководство еще в 2003 году неофициально уведомило ОЗХО о своей деятельности в Ираке.

По его просьбе техсекретариат сначала негласно обеспечил координацию работ по утилизации химснарядов, а впоследствии принял меры по обоснованию их легитимности, что подтверждает сговор руководства этой организации с Вашингтоном.

Кроме того, свыше 600 реактивных химических снарядов калибра 122 мм к БМ-21 "Град" американские спецслужбы выкупили в 2005-2006 годах у представителей иракских криминальных группировок. Бóльшая часть полученных боеприпасов была уничтожена на месте, однако несколько единиц они вывезли на территорию США. Несмотря на публикацию сведений о проведенной операции в средствах массовой информации, техсекретариат до настоящего времени не запросил у Вашингтона официальные разъяснения.

Таким образом, Белый дом грубо нарушили требования Конвенции и избежали при этом какой-либо оценки своих действий международным сообществом. Общее количество найденных, утилизированных на месте и вывезенных в США боеприпасов не поддается точной оценке.

Обстоятельства получения и результаты ликвидации указанных снарядов имеют первостепенное значение в связи с применением ОВ боевиками ИГИЛ (запрещена в РФ).

4. Легализация использования химических средств борьбы с беспорядками для достижения военных целей. Пентагон принял ряд нормативных документов (в частности, общевойсковой устав 2007 года № FM-3-22.40 "Нелетальное оружие" и инструкцию комитета начальников штабов CJCSI 2030.01D 2015 года "Руководство по реализации положений КЗХО"), легализующих использование условно-токсичных химических средств борьбы с беспорядками (ХСББ) для решения ряда военных задач (нарушение п. 5 ст. I КЗХО).

В соответствии с указанными документами международный запрет ХСББ в качестве средств ведения войны означает их неприменение вооруженными силами исключительно в ходе наступательных боевых действий. Вместе с тем американским военнослужащим разрешено использовать данные вещества в ходе операций миротворческого, правоохранительного, гуманитарного, контртеррористического характера, при проведении мероприятий по ликвидации стихийных бедствий, освобождению заложников и спасению мирных жителей вне зон вооруженных конфликтов.

Применение указанных химикатов также допускается в ходе "военных действий оборонительного характера", к числу которых относятся: борьба с беспорядками на территориях, находящихся под непосредственным военным контролем США, в том числе в местах содержания военнопленных; отражение нападений с использованием гражданских лиц в качестве прикрытия; операции в отдаленных изолированных районах по спасению военнопленных, экипажей сбитых летательных аппаратов и их пассажиров; защита конвоев от нападений со стороны гражданского населения, террористов или военизированных формирований вне зоны ведения непосредственных боевых действий.

Кроме того, при проведении "операций по урегулированию конфликтов" Пентагон оставляет за собой право наделять их руководителей дополнительными полномочиями по применению ХСББ.

При этом в нормативной базе отсутствует запрет на задействование подобных средств в ответ на их использование противоборствующей стороной против американских военнослужащих.

ХСББ предусматривается применять с помощью широкого спектра штатных боеприпасов для стрелкового оружия и ранцевых распылителей на дальности от 10 до 1000 м. Наиболее эффективными в настоящее время признаны боеприпасы комбинированного действия, снаряжаемые химическими рецептурами (по американской терминологии - "пеппербол"). Так, в июне 2018 года в сухопутные войска США была начата поставка пневматического ружья "Ви-Кей-Эс", разработанного компанией "Пеппербол текнолоджи" (всего 267 единиц на сумму 650 тыс. долларов), которая также производит для него химические боеприпасы, снаряженные капсаицином и маркерными рецептурами.

Для поражения противника на большей глубине планируется применять артиллерийские и танковые боеприпасы - 81- и 120-мм мины, 155-мм артиллерийские и 120-мм танковые выстрелы. Их модификации, снаряженные химическими рецептурами, показали достаточно высокую эффективность. Так, полевые испытания кассетного 155-мм артиллерийского снаряда ХМ1-63 продемонстрировали возможность сковывания действий живой силы противника на площади до 1 га при дальности стрельбы до 28 км.

Таким образом, в США сформирована правовая база, определяющая широкий спектр "сценариев" применения ХСББ вооруженными силами и регламентирующая наличие обширной номенклатуры подобных веществ и средств их доставки.

По взглядам военно-политического руководства России и ведущих зарубежных заинтересованных в этом вопросе стран, деятельность ОЗХО нуждается в значительном совершенствовании в интересах решения таких задач, как:
- усиление режима контроля за химической промышленностью и оборотом токсичных химикатов;
- развитие международного сотрудничества в сфере нераспространения, противодействия химическому терроризму;
- обеспечение и контроль выполнения резолюции 1540 Совета Безопасности ООН и глобальной антитеррористической стратегии ООН;
- повышение эффективности выполнения КЗХО на национальном уровне и ее дальнейшая универсализация;
- создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМП;
- формирование условий для устойчивого развития государств-партнеров, в том числе путем обеспечения безопасности работы химических предприятий и создания экологически чистых производств;
- укрепление научного потенциала ОЗХО и повышение роли ее научно-консультативного совета.

Необходимо подчеркнуть, что Российская Федерация выполнила свои международные обязательства по ликвидации химического оружия и занимает однозначную позицию в вопросе недопустимости его применения в мире. В то же время Соединенные Штаты остаются единственной страной - участницей Конвенции, которая сохраняет значительный арсенал ХО, а его ликвидация (уничтожение) под различными предлогами преднамеренно затягивается.

Зарубежное военное обозрение. - 2019. - №6. - С. 19-23

Смотрите также
Категория: US и мир | Добавил: pentagonus (23.06.2019) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 1695 | Теги: ОЗХО, Хо, ОМП, М. Вильданов, А. Девахин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar