АСУ войсковой ПВО СШАМайор-инженер В. Алексеев Командование американских вооруженных сил при разработке своих милитаристских планов большое значение придает вопросам повышения оперативности и надежности управления боевыми действиями зенитных ракетных комплексов и зенитных ствольных установок как одному из важнейших условий повышения эффективности войсковой ПВО. Судя по сведениям иностранной печати, в США создан и принят на вооружение целый ряд автоматизированных систем управления (АСУ) для войсковой ПВО. В зависимости от решаемых задач и входящего в их состав оборудования они подразделяются на системы оперативного (АСУ ЗРК большой и средней дальности) и тактического (АСУ ЗРК малой дальности и ЗСУ) звена. Наибольшее распространение получили АСУ, предназначенные для управления ЗРК большой и средней дальности. Они обеспечивают ПВО войск в звене армейский корпус и выше, с их помощью решаются следующие основные задачи: обнаружение, распознавание и сопровождение воздушных целей; отображение воздушной обстановки, степени боевой готовности огневых подразделений и результатов стрельбы; выработка оптимального варианта распределения между огневыми подразделениями целей, подлежащих уничтожению; выдача команд на ведение огня и контроль их выполнения. В зарубежной печати сообщалось, что в США разработано пять образцов АСУ этого типа: "Миссайл-Мастер" (AN/FSG-1), "Миссайл-Монитор" (AN/MSG-4), "Бёрди" (AN/GSG-5), "Миссайл-Ментор" (AN/TSQ-51) и "Миссайл-Майндер" (АN/TSQ-73). В настоящее время на вооружении американских сухопутных войск состоят четыре последние системы. АСУ "Миссайл-Мастер", выполненная в стационарном варианте на электровакуумных приборах, снята с вооружения.
Все системы, предшествовавшие АСУ "Миссайл-Майндер", могли управлять батареями
ЗРК одного-двух типов, имели ограниченные возможности взаимодействия с другими
системами и обладали низкой надежностью и мобильностью. Комплектами аппаратуры
этих АСУ оснащались КП групп (бригад), дивизионов и батарей ЗУР. Для
обслуживания дорогой, сложной и неунифицированной аппаратуры требовалось большое
количество персонала, а для ее перевозки - до 32 транспортных единиц1. Один комплект мобильной системы будет управлять огнем четырех батарей ЗУР и размещаться в кабине типа S-280 (длина 467 см, ширина 203 см и высота 187 см), которую может перевозить самолет, вертолет или автотранспорт. На позиции рядом с кабиной управления разворачиваются РЛС и средства связи. В состав оборудования кабины входит аппаратура управления РЛС, устройство обработки данных, автоматизированные рабочие места операторов, средства связи и источники энергопитании. Координаты наблюдаемых воздушных объектов от обзорной РЛС к сигналы от аппаратуры опознавания "свой-чужой" Мк10 или Мк12 периодически поступают в кабину управления, здесь в автоматическом или ручном режиме осуществляется определение трасс, опознавание и сопровождение воздушных целей. Аппаратура автоматически выдает оценку цели и выбирает огневое подразделение для ее поражения. В АСУ применена ЭВМ фирмы "Литтон" AN/GYK-12, которая широко распространена в американских сухопутных войсках. Эта универсальная ЭВМ работает в мультипрограммном режиме (обеспечивает одновременную обработку четырех программ). Ее быстродействие 200 тыс. операций в секунду, оперативное запоминающее устройство, выполненное на магнитных сердечниках, имеет емкость 32768 32-разрядных слов. К периферийным устройствам ЭВМ относятся два накопителя на магнитной ленте емкостью 1,2 мегабайта каждый для ввода программ и пультовая пишущая машинка SCN311 для печати данных при проверке системы и ввода констант. Математическое обеспечение системы включает более 86 тыс. команд, из которых около 27 тыс. - программы боевого управления. Остальные команды используются в программах техобслуживания и диагностики. Они позволяют осуществлять полуавтоматический поиск неисправностей и автоматически извещать об ошибках в работе. По оценке иностранных специалистов, развитая система диагностических программ дает возможность довести надежность системы до 0,99. При появлении неисправности раздается звуковой сигнал и на пульте контроля технического состояния аппаратуры системы, выполненном на светодиодах, высвечивается информация о вышедших из строя подсистемах. Оператор при помощи программы автоматического поиска неисправностей выявляет кодовый номер вышедшего из строя блока и по специальной таблице определяет модули и штепсельные разъемы, подлежащие проверке. В дальнейшем оператор по ручному испытательному прибору отыскивает неисправный модуль и заменяет его резервным. Среднее время наработки на отказ для ЭВМ составляет 780 ч. В кабине управления развернуты два автоматизированных рабочих места, предусмотрена также возможность установки еще двух дополнительных мест за пределами кабины. На каждом автоматизированном рабочем месте есть индикатор (электронно-лучевая трубка диаметром 53 см), табло состояния ЗРК и подсистем АСУ на светодиодах, механизм управления и буквенно-цифровой клавишный пульт, размещенный слева и справа от экрана индикатора. На индикаторе отображается общая воздушная обстановка, которая содержит данные о цели (принадлежность, высота, дальность, модуль и вектор скорости и другие), карты местности, коридоры пролета своей авиации, сведения о помехах и расчетные данные, характеризующие процесс стрельбы (например, время стрельбы по цели). На специальном табло высвечивается дополнительная информация о боевой готовности и технической исправности ЗРК. Ввод необходимой информации и управление подчиненными огневыми подразделениями оператор осуществляет при помощи буквенно-цифрового пульта с 36 клавишами и пульта управления. Система кабельной связи включает до 140 четырехпроводных линий. Три различные сети связи объединяют около 160 абонентов (емкость каждой может быть доведена до 96 абонентов). Кроме того, дополнительно устанавливаются пять местных сетей связи и шесть переговорных устройств. Все основные блоки аппаратуры унифицированы. Американские специалисты считают, что АСУ "Миссайл-Майндер" обладает широкими возможностями сопряжения и обмена информацией с системой управления боевыми действиями войск ТОС, АСУ самолетами и вертолетами армейской авиации АТМАК и перспективной самолетной системой обнаружения и управления АВАКС. По сведениям иностранной печати, АСУ "Миссайл-Майндер" будет поступать на вооружение армий других стран НАТО, и в первую очередь в бундесвер. Обращая основное внимание на совершенствование АСУ оперативного звена, специалисты США в течение последних восьми лет разрабатывают АСУ ПВО передового района, предназначенные для управлении огнем штатного вооружения дивизий. В 1972 году на вооружение американской армии поступила первая такая система (FAAR), обеспечивающая автоматизированное оповещение о воздушных целях подразделений ЗРК "Чапарэл", "Ред Ай" и ЗСУ "Вулкан". Американская военная печать утверждала, что она повышает эффективность ПВО в борьбе с низколетящими целями. В состав оборудования мобильного и транспортабельного вариантов системы входят: РЛС обнаружения низколетящих целей, аппаратура опознавания "свой-чужой" AN/TPX-50, УКВ радиостанция AN/VRC-46, внутреннее переговорное устройство, источник электропитания и устройство отображения. Аппаратура мобильного варианта (MPQ-49) размещается в кабине типа S-250 и перевозится на трехосном колесном тягаче М561. В транспортабельном варианте (TPQ-32) специализированную кабину с комплектом аппаратуры перевозит транспортный самолет С-130 или вертолет СН-47. Антенна импульсно-доплеровской РЛС кругового обзора (183х107 см) вместе с антенной аппаратуры опознавания при помощи четырехсекционной телескопической мачты с пневматическим приводом может подниматься на высоту до 11 м для увеличения дальности обнаружения низколетящих целей. Воздушная обстановка отображается на экране контрольного индикатора матричного типа диаметром 25 см. В случае необходимости контрольный индикатор может быть вынесен от РЛС на расстояние до 50 м. Оператор контрольного индикатора следит за воздушной обстановкой, производит опознавание целей и бланкирование зон с высоким уровнем помех, посредством органов управления передает выборочную информацию по линиям связи на дистанционные устройства отображения AN/GSG-137 в расположении огневых позиций ЗРК и ЗСУ, контролирует работу РЛС и состояние линий связи. К РЛС с контрольным индикатором возможно подключение до 12 дистанционных устройств отображения, развертываемых в полосе дивизии с таким расчетом, чтобы обеспечить информацией максимальное число активных средств. Это устройство весом около 6 кг дает двухцветное отображение передаваемой от РЛС информации о целях (красным цветом - о самолетах противника, зеленым - о своих самолетах) на экране матричного типа, состоящем из 49 элементов. Центральный элемент матрицы соответствует точке стояния РЛС. В состав устройства отображения входит радиоприемник, работающий в полосе частот 30-76 МГц, звуковой сигнализатор, предупреждающий об изменении обстановки в зоне действия РЛС, и магнитный компас. По данным иностранной печати, в настоящее время проводятся работы по дальнейшему совершенствованию автоматизированной системы управления тактического звена, что, по мнению иностранных специалистов, значительно повысит боевые возможности зенитных частей и подразделений войсковой ПВО. 1 Подробнее об этих АСУ см. "Зарубежное военное обозрение", 1975, Ni 8, с.54-59 и № 11. с. 53-50. - Ред. Зарубежное военное обозрение 1978, №1, С. 44-48 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 4805 | | |
Всего комментариев: 0 | |