Основные программы ВВС США по созданию средств радиоэлектронной борьбы Полковник А. Максименков В ВВС США ведутся работы по наращиванию возможностей технических средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые должны обеспечивать контроль за функционированием радиоэлектронных средств (РЭС) противника и одновременное недопущение или снижение такого контроля с его стороны как в военное, так и в мирное время. Американская концепция ведения РЭБ предполагает наличие двух основных авиационных подсистем: на базе специализированных самолетов РЭБ групповой зашиты; на базе БЛА и автономных ложных воздушных целей (АЛВЦ). В качестве основных специализированных самолетов РЭБ на период до 2015 года останутся ЕС-130Н «Компасс Колл» и ЕА-6В «Проулер». Основные работы по совершенствованию существующих средств РЭБ сосредоточены на модернизации средств радиоразведки и РЭП самолета ЕС-130Н «Компасс Колл» и палубного самолета РЭБ ВМС ЕА-6В «Проулер». Командование ВВС США в интересах расширения возможностей по радиоэлектронному подавлению на ТВД с 2001 года проводит очередную модернизацию самолета РЭП ЕС-130Н «Компасс Колл», находящегося на вооружении с 1982 года. ЕС-130Н выполнен на базе военно-транспортного самолета C-I30H. Основу его бортового оборудования составляет автоматизированный комплекс РЭП «Ривет Файр». Он обеспечивает ведение радиоразведки в диапазоне 20-1500 МГц и постановку шумовых помех прицельных по частоте, а также передачу дезинформирующих сообщений. Комплект передатчиков помех мощностью по 800 Вт позволяет осуществлять одновременное подавление до 20 радиолиний (радиосетей) в диапазоне частот 20-1000 МГц на дальностях до 300 км. Переоборудование по программе «Блок 35» предусматривало оснащение самолета более совершенными радиоэлектронными средствами в интересах расширения существующих и приобретения принципиально новых возможностей по РЭП радиосетей управления тактической авиацией, комплексов ПВО, современных помехозащищенных систем радиосвязи и передачи данных оперативно-тактического звена сухопутных войск, а также по подавлению РЛС раннего предупреждения систем ПВО, работающих в метровом и дециметровом диапазонах длин волн, и гражданских (коммерческих) систем подвижной сотовой и транкинговой радиосвязи. В ходе модернизации по программе «Блок 35» на самолете ЕС-130Н производится замена аналоговой радиоприемной аппаратуры и распределения частот подавления новой цифровой перепрограммируемой аппаратурой TRACS (Tactical Radio Acquisition and Counlcrmeasures Subsystem), установка новых аппаратуры технического анализа, средств вычислительной техники, двух контейнеров с аппаратурой РЭП SPEAR (Special Purpose Emitter ARray) и терминала системы передачи данных «Линк-16». В конце 2006 года была завершена разработка аппаратуры и видов сигналов помех для подавления РЛС ПВО метрового и дециметрового диапазонов длин волн. В течение 2007 года намечалось проведение работ по обеспечению возможности РЭП перспективных помехозашишенных систем радиосвязи и средств радиолокации. После модернизации самолет ЕС-130Н может решать задачу выявления и подавления помехозащищенных мобильных средств радиосвязи (за единицы минут меняющих свое местоположение), кратковременно выходящих в эфир, а также выдачи в реальном масштабе времени высокоточного целеуказания по вскрытым узлам связи противника системам оружия классов «воздух - земля» и «земля - земля» для их огневого поражения. Эта задача будет решаться путем объединения в ходе выполнения боевого задания в сеть пары самолетов ЕС-130Н «Компасс Колл» и самолета Р и РТР RC-I35V/W «Ривет Джойнт». Высокоскоростной обмен данными в реальном масштабе времени между ними производится с помощью терминалов системы «Линк-16», что позволит совместно с самолетом RC-135V/W вести высокоточную разведку и определение местоположения радиостанций противника. Новый вариант самолета ЕС-130Н «Ком-пасс Колл» более эффективно решает задачи РЭП современных высокомобильных средств радиосвязи систем ПВО противника, а также может выдавать в реальном масштабе времени данные целеуказания на их огневое поражение. По планам командования ВВС США. самолеты ЕС-130Н «Компасс Колл» будут находиться на вооружении до 2025 года. Самолет РЭБ ЕА-6В «Проулер» предназначен для РЭП и огневого поражения корабельных и наземных РЛС и срыва работы сетей радиосвязи систем ПВО противника. При выполнении задач прикрытия корабельных группировок, авиационных ударных групп он обеспечивает эффективную постановку помех радиоэлектронным средствам противника на дальности до 250 км. Основным отличием новой машины (вариант EA-18G «Блок I») от базового образца F/A-18F «Супер Хорнет» стало расширение состава бортового радиоэлектронного оборудования за счет установки современной аппаратуры РЭБ. разрабо-танной в рамках программы модернизации самолета РЭБ ЕА-6В «Проулер» ICAP III. БРЭО включает: станцию радиотехнической разведки (РТР) AN/ALQ-218(V)2. модернизированные станции помех средствам радиосвязи AN/USQ-113(V)3 и радиолокации AN/ALQ- 99(V), терминалы систем связи и распределения данных «Милс», спутниковой связи «Матт», устройство исключения собственных помех 1NCANS, а также дополнительные устройства отображения информации в кабине экипажа (четыре цветных дисплея размером 20х25 см на каждом месте). Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-218(V)2 имеет в своем составе 10 радиоэлектронных и 12 антенных блоков. Она установлена в носовой части самолета (за АФАР РЛС AN/APG-79), Многоканальные приемные устройства обеспечивают прием сигналов в диапазоне частот от 64 МГц до 40 ГГц. Приемные антенны станции (36 единицы) размещены в контейнерах (длина 3 м, диаметр 0,33 м). установленных на законцовках крыла. Такая компоновка обеспечивает пеленгование е точностью несколько десятых долей градуса и позволяет значительно повысить точность определения координат источников радиолокационных излучений и целеуказания противорадиолокационным ракетам, входящим в боекомплект самолета. Потребляемая станцией мощность 1,21 кВт, среднее время наработки на отказ 620 ч (по результатам лабораторных испытаний), масса аппаратуры 224 кг. Станция помех средствам радиосвязи CCS (Communication Countermeasures Set) будет иметь расширенный диапазон рабочих частот и меньшие массогабаритные характеристики по сравнению со станцией AN/USQ-13(V)3. Ее основу составят приемное устройство CCSR (Communication Countermeasures Set Receiver) и процессорный блок. Для излучения сигналов помех будет использоваться передатчик контейнерной станции помех РЛС УКВ-диапазона ALQ-99( V). Устройства исключения собственных помех INCANS (INterference CANcellation System), разработанное фирмой EDO, обеспечивает возможность одновременною осуществления радиосвязи и создания помех в УВЧ-диапазоне (на самолете ЕА-6В «Проулер» такая возможность отсутствует). В ноябре 2005 года были проведены испытания данного устройства на самолете EA-I8G в безэховой камере. Он успешно выполнил свои функции при работающей станции помех РЛС УKB-диапазона ALQ-99(V). Наземные и летные испытания данною устройства в составе первою опытного образца самолета EA-18G были проведены в середине 2006 года. По мнению американских специалистов, оснащение самолета терминалом систем связи и распределения данных «Мидс» является наиболее важным этапом усовершенствования. Это позволит им совместно работать в единой сети цифровой передачи данных «Линк-16» с другими средствами РЭП и РТР. в частности с самолетами RC-135 V/W «Ривет Джойнт», в целях формирования и обмена данными единой картины радиоэлектронной (тактической) обстановки в районе боевых действий. По оценке американских разработчиков, закупочная цена самолета EA-18G составит 66 млн долларов (на 7 млн долларов больше, чем истребителя F/A-18F). Стоимость летного часа нового самолета но сравнению с машиной ЕA-6В «Проулeр» будет значительно снижена (с 17 до 7,4 тыс. долларов). Это обусловлено как со- Первоначальными планами ВМС США предусматривалось в период с 2008 по 2013 год осуществить поставку 90 самолетов EA-18G (в 2008-м - четыре, 2009-м - 12, 2010-м - 18, 2011-м - 22, 2012-м - 20 и 2013 голу - 14). Стоимость разработки и испытаний самолета составит 1,7 млрд долларов, а закупки 6,5 млрд. В копне ноября 2009 года министерство ВМС США заключило контракт с американской компанией «Дженерал электрик» на производство и поставку 44 новых палубных самолетов радиоэлектронной борьбы FA-18G «Гроулер», предназначенных для замены состоящих на вооружении ЕА-6В «Проулер». Всего планируется к 2015 году иметь на вооружение 88 таких машин. В 2009 году министерство ВВС США в целях повышения эффективности борьбы с современными средствами разведки и управления систем ПВО противника возобновило программу создания нового комплекса РЭБ - CCJ (Core Component Jammer), размещаемого на борту стратегических бомбардировщиков В-52Н «Стратофортресс», для постановки помех наземным РЛС дальнего обнаружения воздушных целей систем ПВО противника. Данные самолеты получат обозначение ЕВ-52 или В-52CCJ. Они сохранят свои возможности по применению ядерного и высокоточного обычного оружия, а также смогут решать широкий круг задач РЭБ с помощью многофункциональной аппаратуры радиоэлектронной разведки и постановки помех при длительном патрулировании (до 12 ч) на удаленных ТВД. Комплекс радиоэлектронной борьбы предполагается размещать в двух контейнерах (длина 9,1-12,2 м, масса около 2 300 кг), устанавливаемых на узлах подвески внешних топливных баков самолета. Аппаратура комплекса будет обеспечивать обнаружение, распознавание, определение местоположения и подавление современных и перспективных РЛС в диапазоне частот 70-40 000 МГц и срыв работы сетей радиосвязи систем ПВО противника в диапазоне 20-2000 МГц. Комплекс сможет осуществлять эффективную постановку помех одновременно нескольким десяткам радиоэлектронных средств (РЭС) противника на дальностях до 400 км в секторе 180°. Предусмотрена постановка широкополосных (заградительных), прицельных по частоте и сопряженных по спектру, а также ответных и дезинформирующих (уводящие по углу места, дальности, скорости) помех. При создании комплекса за основу планируется взять аппаратуру, разработанную в рамках программы модернизации самолета РЭБ EA-6B «Проулер» ICAP III. Отличительной особенностью новых станций помех является использование АФАР (длина каждой антенной решетки более 2,5 м, работает в Х- и Y- диапазонах частот), формирующей веерную (многолучевую) диаграмму направленности. Данная АФАР создана на базе решетки, установленной в контейнере SPEAR самолета ЕС-130Н «Компасс Колл». Применение такой антенны позволит формировать мощное узконаправленное излучение в заданном направлении перпендикулярно маршруту полета самолета. Мощность потребляемой комплексом электроэнергии составит до 60 кВт при возможносгях энергетической установки самолета 100 кВт В дополнение к комплексу РЭЬ предполагается часть основного вооружения (крылатые ракеты воздушного базирования, управляемые ракеты класса «воздух -земля») самолета В-52Н оснащать боевыми частями, создающими электромагнитный импульс, в том числе С ВЧ-диапазона, для вывода из строя РЭС противника (в первуюочередь электронно-вычислительной техники), а также использовать АЛВЦ ADM 160В MALD с аппаратурой постановки помех РЛС. В июне 2008 года командование ВВС США заключило контракты стоимостью 15 и 20.8 млн долларов с компаниями «Боинг» (головной разработчик) и «Нортроп-Грумман» соответственно на предварительные исследования по эскизному проектированию комплекса РЭБ CCJ, критических технологий и элементов для него (передающие АФАР, имеющие высокую мощность излучения, усовершенствованные широкополосные возбудители и приемные устройства) и его интеграции в самолет В-52Н. Субподрядчиками по данной программе также являются американские фирмы EDO. ITT, «Нортроп электроник системз» и «Рейтеон», В настоящее время «Нортроп-Грумман» создан макет подсистемы обработки и управления комплексом РЭБ АММР (АЕА Mission Management Processing) и проведено его испытания в лабораторных условиях. На выполнение работ по данной программе в 2009-2011 годах планируется израсходовать 300-350 млн долларов. В 2009 финансовом году министерству ВВС США было выделено на выполнение работ по программе CCJ 34 млн долларов. Всего командование ВВС США намерено закупить 24 комплекта подвесных контейнеров с аппаратурой РЭБ CCJ и переоборудовать под них 34 самолета В-52Н. Расходы на проведение этих работ составят 3-4 млрд долларов. Принятие на вооружение комплекса РЭБ CCJ намечено на 2018 год. В целом оснащение стратегических бомбардировщиков В-52Н новым комплексом РЭБ позволит в долгосрочной перспективе существенно расширить возможности авиационных ударных групп, прежде всего по РЭП средств ПВО противника без захода в зону их действия, в том числе с нанесением высокоточных ракетно-бомбовых ударов по всему спектру наземных целей. При ведении боевых действий авиационными группировками значительное внимание уделяется своевременному выявлению мест дислокации, параметров и режимов работы РЛС систем ПВО противника для последующего подавления или снижения их эффективности. На современном этапе авиацией ВВС США это достигается благодаря использованию специализированных палубных самолетов РЭБ ЕА-6В «Проулер», тактических истребителей F-16CJ «Файтинг Фалкон», оснащенных ПРР AGM-88 «Харм», бортовых самолетных систем РЭБ; расходуемых средств (дипольные отражатели и ложные тепловые цели) и автономных ложных воздушных целей, сбрасываемых с самолетов-носителей. Планирующие и имеющие силовую установку АЛВЦ кроме решения задачи отвлечения на себя сил ПВО противника предназначены для постановки различного вида помех: радиолокационных, инфракрасных и комплексных. Для этого они могут оснащаться аппаратурой РЭП, линзами Люнеберга и устройствами отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей. В целях повышения выживаемости боевых самолетов при выполнении боевых задач по прорыву системы ПВО противника путем имитации эффективной площади рассеивания (ЭПР), типовых профилей полета, маневров реальных самолетов, а также для вскрытия системы ПВО противника в США с 1995 года управлением перспективных разработок и исследований министерства обороны и фирмой «Теледайн Райан» под руководством ВВС ведется разработка миниатюрной относительно дешевой АЛВЦ ADM-160В MALD (Miniature Air-Launched Decoy). В 2006 году фирма «Рейтеон» начала разработку варианта АЛВЦ - постановщика помех MALD-J (Jammer). Она в дополнение к стандартной комплектации будет оснащаться модулями передатчика помех и линии передачи данных для дистанционного управления и изменения задания в полете. В марте 2008 года командование ВВС США заключило контракт стоимостью 80 млн долларов с «Рейтеон» сроком на два года на реализацию второго этапа разработки АЛВЦ MALD-J «Блок 2». В рамках данного этапа предполагается усовершенствовать существующие опытные образцы, оценить надежность аппаратно-программных средств в условиях моделирования и имитации боевой обстановки, провести серию летных испытаний АЛВЦ. Согласно тактико-техническому заданию данная АЛВЦ должна иметь массу менее 136 кг и максимальную дальность полета до 925 км. По результатам второго этапа в начале 2011 года планируется принять решение о производстве установочной партии АЛВЦ MALD-J. Принятие на вооружение и начало поставки в войска АЛВЦ типа MALD-J (возможно, получит обозначение ADM-160C) предполагается после 2012 года. Общие затраты на разработку АЛВЦ к концу 2009 года составили около 263 млн долларов. В июне 2008 года было принято решение о производстве установочной партии АЛВЦ ADM-160B MALD в количестве 150 единиц, которые планировалось поставить к концу 2009 года. Всего до 2012 года намечается закупить около 1 500 АЛВЦ ADM-160В для ВВС и авиации ВМС. В целом совершенствование средств РЭБ ВВС США в период до 2020 года предполагает постоянную модернизацию существующих образцов, основанную па замене отдельных устройств, а также на внедрении принципиально новых информационных технологий, расширяющих их функциональные возможности. Зарубежное военное обозрение 2010 №1 С.54-58 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 7671 | | |
Всего комментариев: 0 | |