search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективы создания за рубежом тактических истребителей шестого поколения (2014)

Перспективы создания за рубежом тактических истребителей шестого поколения

Полковник С. Клинков,
кандидат технических наук

В настоящее время в политических и военных структурах Североатлантического союза нет единого взгляда на дальнейшее развитие боевой авиации, что обусловлено неопределенностью возникающих новых вызовов глобальной безопасности, а также необходимостью сокращения военных расходов в условиях нарастающего мирового финансово-экономического кризиса. Программы создания летательных аппаратов шестого поколения оцениваются экспертами как чрезвычайно дорогие, и сторонникам их широкого развития становится все труднее убеждать парламентские и общественные круги в необходимости огромных затрат при отсутствии очевидных серьезных угроз западным государствам.

Современные самолеты четвертого поколения, состоящие и в ближайшее время поступающие на вооружение стран НАТО, такие как европейский «Тайфун», французский «Рафаль», американские F-15E, F-16E и F, F/A-18E и F, будут эксплуатироваться до 2030-2040 годов. Если принять во внимание широкую практику модернизации и продления ресурсов авиационных систем, эти сроки могут быть продлены еще на десять и более лет. Учитывая возрастающие сроки разработки сложных авиационных комплексов, которые могут составлять десятилетия от начала проведения концептуальных исследований и научно-исследовательских работ до принятия техники на вооружение, решение о создании самолетов шестого поколения необходимо принимать уже в ближайшие годы. Ведущие европейские страны в условиях неопределенного будущего пока воздерживаются от выделения средств на проведение таких исследований. В настоящее время, по мнению западных экспертов, только Соединенные Штаты способны осуществлять масштабные работы в этой области.

Концептуальный облик истребителя шестого поколения фирмы «Локхид-Мартин»

Концептуальный облик истребителя шестого поколения фирмы «Боинг»

Облик самолетов шестого поколения будет определяться дальнейшим научно-техническим развитием и возможностями промышленной базы. Считается, что совершенствование технологий, особенно в областях компьютерного обеспечения, создания новых материалов и оружия на новых физических принципах, происходит настолько быстрыми темпами, что не только конструкция и возможности самолетов претерпят значительные изменения, но может измениться даже само их предназначение.

По мнению некоторых военных аналитиков, авиационные комплексы будущего могут стать носителями более мощных и важных средств ведений боевых действий. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что самолеты шестого поколения должны отвечать следующим требованиям: возможность эффективного маневрирования в широком диапазоне высот и скоростей полета при экономичном расходе топлива; высокая живучесть; малая заметность в широком диапазоне электромагнитного спектра; широкое применение в конструкции самолета материалов, изготовленных с использованием нанотехнологий и придающих самолетам новые свойства; наличие датчиков, позволяющих получать полную информацию об окружающей обстановке; высокоэффективные системы вооружения, разработанные на новых физических принципах; системы связи и компьютерного обеспечения, позволяющие функционировать самолету в сетецентрическом пространстве; возможность осуществления как пилотируемых, так и беспилотных полетов.

В машинах шестого поколения большая роль будет отводиться новым конструкционным материалам. Композитные материалы позволят значительно снизить массу конструкции самолета и тем самым увеличить полезную нагрузку, а также заметность самолета в радиолокационном диапазоне длин волн. Волоконная оптика заменит большое количество тяжелых металлических проводов в информационных сетях летательных аппаратов. Перспективным видится применение новых самовосстанавливающихся после получения боевых повреждений материалов, обеспечивающих ремонт конструкции планера, например, путем их обволакивания жидкой субстанцией и ее дальнейшего быстрого затвердевания.

Сенсорные системы самолетов шестого поколения должны будут обеспечивать осведомленность как экипажа, так и наземного командного пункта по всем направлениям на земле и в воздухе, в видимом, радио и инфракрасном диапазонах спектра. При этом сенсоры предполагается объединить в единую интеллектуальную систему, способную автоматически распознавать получаемые данные и рекомендовать экипажу, а в некоторых ситуациях и принимать автоматически, оптимальные решения для выполнения полетных заданий.

Перспективы создания авиационного вооружения для самолетов шестого поколения западные эксперты связывают в основном с оружием направленного действия - лазерным и микроволновым. Дальнейшее технологическое развитие позволит делать системы этого оружия достаточно мощными и легкими, а его применение может быть наиболее эффективным при нанесении высокоточных ударов и для подавления радиоэлектронных и оптико-электронных систем противника. Предполагается, что применение оружия направленного действия может существенно повлиять на тактику боевой авиации.

Обязательным свойством самолетов шестого поколения будет являться способность вести сетецентрические боевые действия, т. е. функционировать в едином информационном пространстве со своими командными пунктами, другими самолетами, находящимися в воздухе, а также с системами ПВО, объектами СВ и ВМС, принимающими участие в операции. Предполагается, что при помощи высокоразвитого компьютерного обеспечения отдельный самолет сможет стать локальным воздушным командным центром, который сможет по ходу боевых действий оперативно принимать необходимые решения, а также управлять группой сопровождающих самолетов или беспилотных летательных аппаратов в целях выполнения поставленных задач.

Соединенные Штаты уже приступили к предварительным исследованиям по созданию самолетов боевой авиации шестого поколения. Министерством обороны предусмотрено финансирование исследований по возможности создания новых самолетов тактической авиации — F-X и F/A-XX. Основными претендентами на проведение этих работ являются ведущие аэрокосмические компании «Боинг» и «Локхид-Мартин». Их предварительные проекты истребителя шестого поколения уже опубликованы.

Самолет фирмы «Боинг» будет иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость и значительную продолжительность полета на дозвуковых скоростях. Проект самолета фирмы «Локхид-Мартин» предусматривает установку высокоэкономичных двигателей и перспективного оружия, которое будет создано на новых физических принципах.

Ведущими западными компаниями, такими как «Дженерал электрик» и «Пратт энд Уитни», проводятся исследования по созданию двигателей нового поколения.

Отмечается, что кроме Соединенных Штатов Америки изучением возможности создания тактических истребителей шестого поколения самостоятельно занимаются специалисты некоторых других промышленно развитых стран (Китай, Франция и Япония), Однако, пока не обладая опытом разработки и эксплуатации самолетов пятого поколения, они вряд ли смогут конкурировать с США. Продуктивным может оказаться вариант присоединения к американским исследованиям ведущих государств — членов НАТО и Японии с их высокотехнологичными наработками в отдельных отраслях авиастроения.

Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №5. - С. 72-73

 

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (03.07.2014) | Автор: Полковник С. Клинков
Просмотров: 6862 | Комментарии: 1 | Теги: F-X, НИОКР ВВС, С. Клинков | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 Zan • 19:39, 06.07.2014
а что делается россии? Уже оскомину набил ваш ПАК и Т-50 у вас до сих пор самолёта поколение 5! Су-35 приписываете 4++! А плюсы к поколению можно приписывать хоть сколько от этого они не станут пятым поколением!!! Этот самолёт Су-35 я изучал в общих чертах ещё учась в военном-ВУЗе СССР!!!
avatar