Задачи национальной разведки СШАМайор С. Заполев, В 2014 году аппаратом директора национальной разведки США (ДНР) Джеймса Клэппера (James Clapper) была издана обновленная "Стратегия национальной разведки США"1 на следующие четыре года. Она касается всех членов разведывательного сообщества Соединенных Штатов, образующих национальную систему разведки. В общем плане данный документ ориентирован на повышение эффективности деятельности американских спецслужб с целью обеспечения национального военно-политического руководства (ВПР) разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и Соединенных Штатов как государства в целом.
Во вступительном слове директора национальной разведки к "Стратегии национальной разведки США" (СНР) сказано, что с момента совершения террористических атак в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года разведывательное сообщество стало "более организованным для столкновения с угрозами аналогичного типа, в первую очередь за счет его усиления и интеграции". По его словам, в настоящее время усилия национальной системы разведки направлены на выявление, изучение и анализ "существенных изменений во внутренней и внешней среде" для вскрытия опасностей и угроз и своевременного предупреждения о них ВПР страны. При этом она должна быть готова к решению "проблем XXI века, с которыми придется столкнуться" разведывательным и другим спецслужбам. СНР разработана в интересах не только доведения до представителей американского разведывательного сообщества предназначения, целей и задач национальной системы разведки, но и ознакомления с ними остальных спецслужб, военного и политического руководства, других потребителей разведывательной информации и общественности, а также для приведения осуществляемой министерствами и ведомствами разведывательной деятельности в соответствии с положениями таких основополагающих доктринальных документов, как "Стратегия национальной безопасности", "Национальная оборонная стратегия" и "Национальная военная стратегия". Джеймс Клэппер также отмечает, что вклад разведывательного сообщества в формирование внутренней, и особенно внешней, политики будет более существенен при выполнении ряда требований, которые оказывают влияние на перечень и содержание задач спецслужб США: Раскрытию в СНР решаемых разведывательным сообществом задач предшествует указание ДНР по выполнению им своего предназначения. Разведывательное сообщество США предназначено для обеспечения упреждающей, детальной и объективной разведывательной информацией ВПР страны в интересах своевременного принятия решений по проблемам национальной безопасности и выполнения мероприятий в данной области. В широком смысле целью функционирования этой структуры является исключение внезапности изменения военно-политической обстановки (ВПО) или действий разведываемых государств (противоборствующей стороны) и обеспечение эффективного применения потенциала страны для отстаивания и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в целом. Это достигается выполнением задач разведки, которые подразделяются на целевые (Mission Objectives) и организационные (Enterprise Objectives). В данной статье анализируются целевые задачи, которые ориентируют американские спецслужбы на решение всей совокупности современных проблем национальной безопасности и функциональных проблем институциональной структуры безопасности, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты2. В "Стратегии национальной разведки США" в самых общих словах сформулированы семь целевых задач, соответствующие приоритетным направлениям деятельности разведывательного сообщества, реализация которых позволит его членам предоставлять своим потребителям необходимую разведывательную информацию. Подготовка последней осуществляется на основе сведений от органов разведки (в том числе внешней) и контрразведки. Основными потребителями разведывательной информации являются президент, Совет национальной безопасности, главы министерств (федеральных департаментов) и ведомств (независимых агентств) исполнительной власти, председатель Комитета начальников штабов ВС страны, старшие военачальники (например, командующие объединенными командованиями ВС), конгресс, а также другие структуры и лица, определенные на законодательном уровне. Три первые целевые задачи затрагивают основополагающие задачи национальной разведки, которые разведывательное сообщество должно постоянно выполнять вне зависимости от наличия каких-либо угроз и текущих проблем. Ведение стратегической разведки. Решение данной задачи необходимо для получения разведывательной информации в области национальной безопасности и доведения ее до соответствующих инстанций. На основе добытых стратегической разведкой сведений и накопленных знаний осуществляется также подготовка информационных документов, обеспечивающих широкое и глубокое понимание потребителями всех вопросов в области существующих проблем обеспечения национальной безопасности, что создает необходимые условия для достижения информационного превосходства над иностранными государствами (противоборствующей стороной) и влияет на качество принятия потребителями решений. Как указывается в СНР, для успешного ведения стратегической разведки необходимы знания исторических фактов, иностранных языков, культурных традиций и ценностей государственных и негосударственных (в том числе коренных и борющихся за самоопределение) народов разведываемых стран, их ключевых лидеров и оппонентов, решаемых ими задач, а также имеющихся у них природных ресурсов, используемых технологий и проблем во взаимоотношениях с другими государствами. Этому также способствует проведение научных исследований, углубление знаний в предметных областях, дальнейшее развитие информационно-аналитических возможностей добывающих органов стратегической разведки. Согласно положениям рассматриваемой стратегии для эффективного ведения стратегической разведки спецслужбы должны осуществлять следующие действия: Формирование разведывательной информации упреждающего характера. Выполнение данной задачи ориентировано на обнаружение и распознавание возникающих изменений в разведываемых странах и военно-политической обстановке в мире, а также на предупреждение ВПР страны о них и связанных с ними опасностях и угрозах национальной безопасности. Сложность, масштаб и темп изменения ВПО, в том числе стратегической, требует от разведывательного сообщества США подготовки и представления разведывательной информации упреждающего характера, позволяющей ее потребителям снизить или устранить возникающие угрозы, получить таким образом преимущество в конкретной области перед разведываемыми странами, организациями и лицами. Как отмечается в СНР, при формировании разведывательной информации упреждающего характера особое внимание должно уделяться изучению, анализу и оценке всех факторов и условий потенциально возможных или реально происходящих изменений в разведываемых странах и ВПО, в том числе вскрытых тенденций, задействованных возможностей, состава субъектов военной политики, их состояния и особенностей военно-политических отношений между ними. При подготовке информации такого типа специалистам спецслужб США рекомендовано расширить использование количественных и аналитических методов, а также продолжить при этом совершенствовать традиционные качественные методы, особенно те, которые открывают новые перспективы в вопросах исследования и прогнозирования развития ВПО в мире и потенциалов иностранных государств, что позволяет пересмотреть ранее сделанные выводы и рекомендации. Кроме того, как указывается в СНР, с увеличением потребностей в разведывательной информации подготовка спецслужбами США данных упреждающего характера становится важной и для самой системы национальной разведки в плане эффективного распределения сил и средств, которыми она располагает. В связи с этим разведывательное сообщество должно улучшать способности своих аналитических подразделений по предвидению и прогнозированию изменений в разведываемых странах и ВПО. Формирование разведывательной информации упреждающего характера зависит не только от ведения непрерывной разведки и строгого (в интересах выявления первых признаков происходящих изменений) учета всех сведений, связанных с состоянием мировой военно-политической системы, планами и замыслами действий вероятного, потенциального и действующего противника, его вооруженными силами, военно-экономическим потенциалом, театрами военных действий и т. п., но и от наличия у аналитиков спецслужб способности предвидения возможных опасностей и угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. В конечном счете СНР ориентирует национальные спецслужбы на следующее: Поддержание операций США и ведение текущей разведки. Данная задача подразумевает разведывательное обеспечение операций военных, правоохранительных и гражданских структур, а также проведение органами разведки особо важных операций в интересах информирования ВПР по вопросам национальной безопасности. СНР ориентирует руководителей спецслужб на осуществление своевременного разведывательного обеспечения в интересах достижения целей проводимых операций и обеспечения национальной безопасности в целом. Подобная деятельность в поддержку текущих операций, которая предполагает добывание, сбор и анализ разведывательных сведений, проведение разведывательных или контрразведывательных операций, осуществляется большинством членов разведывательного сообщества и охватывает практически все сферы его ответственности. В ходе данного вида обеспечения оказывается адресная поддержка задействованным в операции силам и средствам военных, правоохранительных и гражданских структур. Важную роль играет процесс подготовки спецслужб к предстоящей операции, а также изучение всех связанных с этим вопросов (условий проведения операции, влияющих на это факторов, известных данных об объекте разведки и т. п.). Весьма значимым является также проведение спецслужбами США важных с точки зрения национальной безопасности разведывательных операций. Добытые при этом сведения используются для достижения определенных целей, начиная с внешней и внутренней политики страны и заканчивая отдельными боевыми действиями в ходе войны или вооруженного конфликта. В "Стратегии национальной разведки США" отмечается, что возможности разведывательного сообщества задействуются при проведении Соединенными Штатами всех типов военных, а также правоохранительных и гражданских операций. Перечень таких операций достаточно обширен и определяет количество задач, поставленных перед разведкой, потребности заинтересованных структур в разведывательной информации и требования к ней. В связи с этим от спецслужб требуется распределять усилия в соответствии с приоритетами, снижать риск при решении задач разведки, в том числе вести ее из безопасных и подконтрольных районов, а также обеспечивать оперативное использование и перераспределение сил и средств разведки, решать задачи с задействованием технологий удаленного доступа к информации и ее обработки. Не исключается возможность привлечения дополнительных ресурсов и применения новых информационно-аналитических методов работы. В конечном счете, по мнению ДНР, это позволит полностью интегрировать разведку с процессом ведения операции. Для решение данной задачи разведывательное сообщество США должно выполнять следующие действия: Ведение киберразведки. Киберразведка - это совокупность мероприятий по добыванию (сбору), обработке, анализу разведывательных сведений и распространению сформированной разведывательной информации о планах задействования киберпространства иностранными государствами (организациями и лицами), их намерениях, возможностях, НИОКР, тактике, проводимых мероприятиях и признаках активности, оказываемом ими влиянии или возможном воздействии на национальную безопасность, информационные системы и данные, а также по обнаружению характерных признаков и режимов работы коммуникационных сетей, определению компонентов, структур, особенностей использования и вскрытию слабых мест информационных систем иностранных государств. Сформированная по результатам данного вида разведки информация докладывается военно-политическому руководству и другим заинтересованным потребителям, на основании которой принимаются решения в области национальной безопасности, а также проводятся наступательные и оборонительные операции в киберпространстве. Государственные и негосударственные субъекты используют цифровые технические средства для достижения экономического и военного преимущества, дестабилизации обстановки в стране, усиления контроля над контентом (информационным наполнением) в киберпространстве, а также для достижения других стратегических целей. Причем, согласно мнению ДНР, это происходит гораздо быстрее, чем позволяют возможности спецслужб по выявлению последствий предпринимаемых этими субъектами действий в плане обеспечения безопасности Соединенных Штатов и снижения потенциальных рисков. Для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства руководители США все в большей степени рассчитывают на разведывательное сообщество, предоставляющее своевременную и практически значимую разведывательную информацию, а также обеспечивающее более глубокое понимание текущих и потенциальных киберугроз и намерений противоборствующей стороны. В частности, американское ВПР регулярно подтверждает необходимость предоставления сообществом экспертных оценок в вопросах защиты правительственных и других важных сетей, а также элементов критической инфраструктуры государства. В интересах решения данной задачи разведывательное сообщество США призвано: Борьба с терроризмом. Под этим термином понимается деятельность, направленная на противодействие угрозе терроризма. В ее основе лежит предупреждение, выявление, пресечение, минимизация последствий террористической деятельности, к которой в первую очередь отнесены: организация, планирование, подготовка и реализация террористических акций, подстрекательство к ним; насилие над физическими лицами или организациями; уничтожение материальных объектов; создание незаконных вооруженных формирований, преступных организаций и организованных групп для совершения терактов, а также их финансирование или иное содействие им; вербовка, вооружение, обучение и использование боевиков. В "Стратегии национальной разведки США" отмечается, что членам разведывательного сообщества необходимо сосредоточиться на вопросах выявления, изучения, контроля и пресечения действий (мероприятий) государственных и негосударственных субъектов, имеющих отношение к террористической деятельности и представляющих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и Соединенных Штатов как государства в целом, а также их союзников. Существование широкого и разнообразного спектра террористических угроз требует от разведывательного сообщества США непрерывного приложения усилий по определению источников данной угрозы, добыванию, сбору и анализу разведывательных сведений о них. Спецслужбы должны обеспечивать деятельность ВПР по защите государства от подобных атак и уничтожению террористов, угрожающих американским интересам как на территории Соединенных Штатов, так и за ее пределами, борьбе с распространением жестокой экстремисткой идеологии, пресечению функционирования сетей финансирования и других видов обеспечения террористической деятельности. Для решения этой задачи разведывательному сообществу требуется: Противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП). Данная задача приобрела особую актуальность в начале XXI века, когда встал вопрос о целесообразности проведения политики нераспространения ОМП и технологий его создания в условиях активного развития террористических сетей, информационных и других технологий. Этим в Соединенных Штатах мотивировался переход к борьбе с государствами, занимающимися распространением вооружения и военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования и научно-технической документации, которые применяются или могут быть применены при создании ОМП и средств его доставки, путем принятия ряда мер преимущественно дипломатического, экономического и военного характера (например, введение экономических санкций или проведение военных операций по изъятию такого оружия). Данная задача ориентирует спецслужбы США на противостояние угрозе применения и противодействию распространению ОМП и средств его доставки государственными и негосударственными субъектами. Кроме того, усилия разведывательного сообщества направлены на предупреждение возможности незаконного распространения технологий, научно-технической информации и материалов, связанных с созданием такого рода оружия и средств его доставки. Как отмечает ДНР, с увеличением количества проблем в данной области возрастают потребности ВПР в соответствующей разведывательной информации. Вот почему весьма важным является продолжение сотрудничества членов разведывательного сообщества со своими коллегами из государственных и негосударственных организаций. Это способствует более успешной работе по вскрытию наличия оружия массового поражения и других связанных с ним возможностей у иностранных субъектов, определению их планов по наращиванию данного потенциала и намерений его применения (в том числе передачи или продажи), а также по своевременному предупреждению руководства страны о соответствующих опасностях и угрозах. Помимо того, разведывательное сообщество будет противодействовать приобретению ОМП иностранными государствами и негосударственными субъектами, предоставляя военно-политическому руководству США данные, необходимые для реализации политики его не распространения. Для решения данной задачи от разведывательного сообщества требуется: Ведение контрразведки. Контрразведка дополняет перечень решаемых спецслужбами США задач и согласно СНР имеет такое же важное значение, как добывание, сбор и анализ разведывательных сведений. Ее целью является выявление, затруднение или срыв (пресечение) разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций (государственных, общественных, частных) и отдельных лиц иностранных государств, а также международных террористов, преследующих цель причинения ущерба национальной безопасности, в том числе ее экономической составляющей. Ущерб иностранной разведкой может наноситься путем приобретения информации, составляющей государственную важность, нарушения или создания условий полного прекращения добывания (сбора) разведывательных сведений, оказания противозаконного влияния на национальную политику, нарушения нормального функционирования различных систем государственного значения и срыва выполнения национальных программ. Контрразведывательная деятельность подразумевает осуществление непрерывного поиска признаков такой организации и ведения разведки в различных ее видах, способах и проявлениях применительно к любой сфере деятельности личности, общества и государства. В интересах приобретения информации в области национальной безопасности Соединенных Штатов и достижения экономического, дипломатического, военного и технологического преимущества в качестве объектов органы разведки иностранных государств выбирают преимущественно представителей правительства, частного сектора и научного сообщества США. Для сосредоточения усилий американских спецслужб в области контрразведки "Стратегия национальной разведки США" ориентирует их на выполнение ряда задач: Анализ содержания всех целевых задач разведывательного сообщества США позволяет сделать вывод, что они направлены на обеспечение национальной безопасности. В целом, несмотря на их многообразие, отмечается отсутствие ожидаемой конкретики (по степени ответственности ведомств и учреждений, предъявляемым требованиям, задействуемым силам и средствам, методам и способам действий и т. п.) по большинству представленных направлений деятельности национальной системы разведки. Однако это может объясняться необходимостью сокрытия такой важной и секретной деятельности любого государства, как разведка. С другой стороны, следует отметить, что положения рассматриваемой стратегии представляют собой общее руководство для всех членов разведывательного сообщества, с которыми они обязаны соотносить свои конкретные цели и задачи. Для придания стратегии импульса руководители спецслужб должны были вычленить касающиеся их пункты, дополнить (уточнить) последние в соответствии с общей направленностью документа, закрепить в ведомственных (учрежденческих) стратегиях и организовать информационно-разведывательную деятельность таким образом, чтобы при этом гарантированно обеспечивалась безопасность жизненно важных интересов личности, общества и Соединенных Штатов как государства в целом. 1 The National Intelligence Strategy of the United States of America. - Washington: Office of the Director of National Intelligence, -2014. - 20 p. Даты выхода предыдущих "Стратегий национальной разведки США": 2005 и 2009 год. 2 См.: Зарубежное военное обозрение. 2013. № 11. С. 3-10. 3 Подробнее см: Зарубежное военное обозрение. 2012. № 12. С. 39-46. Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 10906 | | |
Всего комментариев: 0 | |