Служба военных священников сухопутных войск США
Полковник А. Стрелецкий, профессор Академии военных наук; С. Арутюнов
Девяносто лет назад, 3 марта 1918 года, в Форт-Монро (штат Виргиния) начала действовать первая в истории страны школа военных священников (капелланов*) (ШВС) сухопутных войск (СВ) США. Учреждение этого учебного заведения было вызвано необходимостью укомплектования профессионально подготовленными военными священнослужителями армии нового типа, которая в стране начала создаваться в 1917 году. Армия, по планам американского военно-политического руководства (ВПР), призвана была сыграть важную роль при ведении боевых действий в Первой мировой войне, а присутствие капелланов в воинских подразделениях, по мнению ВПР страны, должно было обеспечивать поддержание на высоком уровне морально-психологического состояния военнослужащих, воодушевлять их на ратные подвиги и духовную готовность отстаивать интересы страны, не щадя своей жизни. Необходимо отметить, что в американской армии институт военных священников, получивший название «служба капелланов» (СК), был создан президентом США Джорджем Вашингтоном уже в 1775 году. При учреждении СК президент отметил: «...Благословение и защита небес необходима во все времена, но особенно во времена общественных потрясений и военной опасности. Хочется надеяться и верить, что каждый офицер и мужчина будет стремиться жить и действовать так, как должен это делать христианин-солдат, защищающий свободу своей страны». Постепенно практически во всех армейских подразделениях были введены должности капелланов. К 1918 году в войсках их насчитывалось уже более 2 200. Священнослужители выполняли широкий круг обязанностей: сопровождая войска в боях и походах, проводили богослужения непосредственно на передовой и в других местах, где была в этом необходимость; оказывали физическую помощь и духовную поддержку больным и раненым; по окончании боевых действий отыскивали тела погибших, организовывали церемонии по их отпеванию и погребению, занимались написанием и отсылкой писем с соболезнованиями родственникам, а также другими вопросами. Несмотря на то что военные священники не считались комбатантами, многие из них за мужество и храбрость, проявленные в боевой обстановке, были удостоены высоких воинских наград (в том числе посмертно), довольно значительное их число погибло. В ВС США была даже учреждена «Капелланская медаль за героизм». Одному из самых известных военных священников, служивших в американской армии в годы Первой мировой войны, Фрэнсису П. Даффи, в Нью-Йорке на площади Таймс установлен памятник. До середины XIX века СК состояла исключительно из протестантских священников, позже на службу были допущены и католики. В 20 столетии службу пополнили священнослужители православного и иудейского вероисповеданий. К концу Второй мировой войны в американской армии насчитывалось более 8 000 капелланов (в том числе свыше 5 600 протестантов, около 2 300 католиков и 243 иудея). К началу нынешнего столетия службу капелланов пополнили представители других религиозных конфессий, прежде всего ислама и буддизма. Первым начальником ШВС стал капеллан Элдред А. Праден, который носил звание майора. Именно им была разработана базовая учебная программа для школы и осуществлен первый набор учащихся, за что он вошел в историю как «отец школы капелланов». После окончания первого семестра учебное заведение передислоцировалось в военный лагерь «Зэхери Тэйлор» (штат Кентукки), где было организовано обучение более многочисленного контингента. Однако потребность в капелланах, обусловленная Первой мировой войной, повлекла за собой необходимость значительного увеличения числа выпускников. В связи с этим в начале лета 1918 года был создан филиал ШВС. Он расположился вблизи штаба американских экспедиционных сил во Франции в г. Сен-Шамон, но действовал непродолжительное время. После окончания Первой мировой войны и массовой демобилизации ШВС приостановила свою деятельность. Однако уже в апреле 1920 года она вновь начала работу, но уже в военном лагере «Грант» (штат Иллинойс). Постоянный состав школы насчитывал 15 преподавателей, столько же человек составлял и первый набор будущих капелланов. Затем последовали еще два переезда учебного заведения, после чего оно с лета 1924 года четыре года располагалось в Форт-Левенуэрт (штат Канзас). К 1928 году потребность в военных священниках снизилась (во всех сухопутных войсках на действительной службе находились 120 капелланов) и деятельность ШВК была приостановлена. В годы Второй мировой войны (1942) ШВС была воссоздана и начала действовать в Форт-Бенджамин Харрисон (штат Индиана). Вскоре ее преподавательский состав переехал в здание Гарвардского университета, где школа находилась до 1944 года, после чего она вновь передислоцировалась в Форт-Девенс (штат Массачусетс), где функционировала вплоть до окончания войны. Далее, до 1951 года, ШВС еще дважды передислоцируется из одного штата в другой, а затем на протяжении 28 лет размещалась в фортах, расположенных в районе Нью-Йорка. С 1979 по 1995 год школа находилась в Форт-Монмаут (штат Нью-Джерси). Очередная, 16-я передислокация произошла в 1996 году, когда ШВС переехала в Форт-Джексон (штат Южная Каролина), где она размещается и по настоящее время. После реорганизации американских сухопутных войск в 1973 году и принятия в ВС доктрины обучения и управления школа стала официально называться армейским центром и школой военных священников (АЦ и ШВС) сухопутных войск американских ВС. На базе АЦ и ШВС был организован музей истории капелланов США. Его экспозиция, в которой представлены, в частности, образцы обмундирования и атрибутика капелланов различных периодов мировых войн, является гордостью не только ШВС сухопутных войск, но и страны в целом. Необходимо отметить, что Соединенные Штаты на протяжении всей своей истории являются государством необычайно высокого уровня религиозности. Здесь, в отличие от большинства стран Западной Европы, фактически отсутствует массовый атеизм. Периодически проводящиеся опросы показывают, что более 90 проц. американцев на вопрос: «Верите ли вы в бога?» постоянно отвечают «да». Несмотря на то что формально государство отделено от церкви, американские политики практически единодушны в огромной пользе религии для общества. Д. Эйзенхауэр в бытность президентом страны сказал: «Наша система правления бессмысленна, если не основывать ее на глубокой вере, какой именно религии - мне абсолютно безразлично». В 1954 году в формулу присяги верности Соединенным Штатам были добавлены слова «под Богом», и с тех пор она звучит так: «Клянусь в верности знамени США и республике, которую он олицетворяет- единственный народ под Богом, неразделимый, со свободой и справедливостью для всех». С 1955 года на американских денежных знаках неизменно печатается: «С нами Бог», а в 1956-м обе палаты конгресса США приняли эти слова в качестве национального лозунга. В настоящее время в Соединенных Штатах представлены почти все конфессии, существующие в мире: в стране действует около 3 тыс. различных вероисповедных объединений. Процентное соотношение последователей различных религиозных направлений в стране (государственной религиозной статистики в США не ведется), наиболее реально отражающее реалии сегодняшнего дня, характеризуется следующими показателями: более 75 проц. населения страны - христиане (в основном протестанты - свыше 50 проц. населения страны); почти 2 проц. - мусульмане; около 1,5 проц. - иудеи; 0,5 проц. - буддисты и индуисты; 0,1 проц. - последователи различных религиозных направлений; около 10 проц. американцев относят себя к «секуляристам» (верят в Бога, но не принадлежат к определенной конфессии) и «агностикам» (убеждены в том, что однозначно доказать существование Бога невозможно, как, впрочем, и обратное); не более 8 проц. - атеисты. Вместе с тем следует отметить, что столь высокая религиозность американцев во многом носит формальный характер. Опросы верующих, проводимые различными американскими социологическими службами, показывают очень низкий уровень их знаний об исповедуемой религии. Вопросы понимания догматов и сложные философские построения мало волнуют как простых американцев, так и их пасторов. Для священнослужителей важнее проповедовать, наставлять, молиться, давать людям конкретное руководство к действию, вселять в них веру во Всевышнего, в религиозные незыблемые жизненные ценности. А для американцев, как показывают опросы, обеспечить психическую внутреннюю стабильность через невидимую постоянную связь с Богом, удовлетворять свои духовные потребности за счет принадлежности к содружеству единомышленников в лице церковной общины, снимать напряженность, беспокойство, чувство вины путем исповеди и отпущения грехов. В вооруженных силах страны уровень религиозности в целом практически всегда соответствовал общенациональному. В основе их организации и деятельности лежит приверженность той или иной вере. Текст военной присяги страны заканчивается словами: «Да поможет мне Бог». А ст. 6 «Кодекса поведения» личного состава ВС гласит: «Никогда не забуду, что я американский военнослужащий, ответственный за свои поступки и посвятивший себя принципам, которые сделали мою страну свободной. Остаюсь верен Господу Богу и Соединенным Штатам Америки...». В одном из наставлений армии США говорится, что главным качеством американского военнослужащего в морально-психологическом плане должна быть его «готовность без колебаний уничтожить противника, основанная на патриотизме, историзме, традиционности и религиозности (выделено авторами)». Таким образом, в официальных армейских документах недвусмысленно отмечается, что в рядах ВС нет места атеистам. Признание во взглядах, отрицающих веру в Бога, негативно сказывается на карьере военнослужащего и на его взаимоотношениях с сослуживцами. Подтверждением тому служат ставшие достоянием общественности факты религиозной нетерпимости и насилия. Так, согласно заявлениям многих военнослужащих, в частности выпускников и слушателей одной из военных академий, евангелистские капелланы преследовали курсантов, придерживающихся взглядов агностицизма. Решение задач привития религиозности, обретения веры американскими военнослужащими и искоренения атеизма в сухопутных войсках ВПР США возлагает на капелланов, в подготовке которых важную роль играет АЦ и ШВС. В настоящее время обучение в центре организовано по нескольким программам: базовые курсы капелланов для службы в регулярных частях СВ; базовые курсы капелланов для частей резерва сухопутных войск; курсы повышения квалификации капелланов для службы в регулярных частях и частях резерва СВ; специализированные семинары (тренинги) для помощников капелланов; семинары для бригадных капелланов и капелланов, возглавляющих корпуса СВС видов вооруженных сил. Сроки обучения на курсах зависят от уровня образования и подготовки обучаемых. Базовый (основной) курс подготовки военных священников для службы в регулярных частях СВ продолжительностью 12 недель состоит из четырех этапов: первый - начальная военная подготовка, которая включает отработку навыков поведения на поле боя в качестве некомбатанта; второй и третий - предусматривают в основном лекционные, семинарские и практические занятия: по теологии, философии, воинской этике, управлению и администрированию, специальной психологии общения с личным составом и их семьями в разных ситуациях (при ранении, болезни и др.), а также по изучению различных военных церемоний; четвертый - преимущественно практические занятия по отправлению религиозных потребностей в войсковых подразделениях, в том числе во время полевых учений. На период обучения учащиеся проживают в школе, как правило, в двухместных номерах. По окончании базовых курсов капелланам присваивается первичное офицерское звание. Поступление на курсы проводится дважды в год: в летнее и зимнее время. Кандидаты в капелланы должны отвечать ряду требований, которые в общем виде сводятся к следующим: быть гражданином США; иметь возраст не младше 18 и не старше 40 лет в момент назначения на должность (исключения по возрастным уровням - до 42 лет - делается для лиц, ранее проходивших военную службу); успешно сдать экзамен по физической подготовке в одном из пунктов принятия кандидатов на военную службу; быть готовым пройти тест на допуск агентства национальной безопасности; иметь степень бакалавра по программе, включающей не менее 120 академических часов (слушатели выпускных курсов могут обращаться перед завершением выбранной учебной программы) либо иметь статус студента очного отделения аккредитованной духовной семинарии или теологического колледжа; получить рекомендацию от представителей соответствующей религиозной конфессии либо религиозной группы. Кроме того, в ходе собеседования кандидат обязан показать высокие духовные, моральные и интеллектуальные способности, наличие развитого чувства плюрализма и терпимости к другим вероисповеданиям. Для студентов духовных семинарий, изъявивших желание стать капелланами, предусмотрен ряд льгот. Во время посещения семинарии они могут подать рапорт о получении финансовой помощи от министерства обороны в процессе обучения через службу резерва сухопутных войск ВС США. Данные лица имеют право на получение практически 100-процентной компенсации всех расходов на обучение (до 250 долларов за одно аудиторное занятие, но не более 4 500 в год) при условии заключения контракта на службу в течение не менее четырех лет в подразделениях резерва сухопутных войск. В школе они проходят облегченный курс обучения. АЦ и ШВС также выполняют функции штаба корпуса капелланов СВ, который был официально сформирован 29 июля 1986 года. Корпус возглавляет главный капеллан, у которого имеются штаб и подчиненные ему управления. Организация службы военных священников построена по командному принципу и регламентируется документами, разработанными в соответствующих военных министерствах. В центральном аппарате СВС (совете капелланов), который подчинен помощнику министра обороны по личному составу и размещен в Пентагоне, имеются управления главных капелланов видов вооруженных сил (СВ, ВВС и ВМС). В оперативном отношении корпус подчиняется начальнику штаба сухопутных войск. После окончания ШВС капелланы, подготовленные к службе в регулярных армейских частях, должны заключить контракт на исполнение обязанностей сроком на три года. В частях резерва СВ они выполняют свои обязанности один раз в месяц по выходным дням, а также непрерывно в течение двух недель каждый год. Военным священникам полагается ряд льгот, которыми пользуются все офицеры американских вооруженных сил. В соответствии со званием им устанавливают определенный базовый оклад, с которого производятся все остальные денежные начисления. Ежегодно капелланам предоставляется отпуск продолжительностью 30 сут. Они также имеют право на получение административного отпуска (10 сут). Капелланов обеспечивают жильем, бесплатной медицинской помощью и предоставляют ряд других льгот. Их жизнь страхуется на сумму до 250 тыс. долларов. Капелланам выделяются средства на покупку обмундирования и специальной униформы. Кроме того, им предоставляется помощь для оплаты обучения, которая покрывает около 75 проц. их расходов на получение образования. В период своей службы в войсках капелланы имеют возможность получать дополнительное образование в гражданских высших учебных заведениях по специальностям, близким роду их занятий в ВС. По окончании этих вузов они получают степень магистра в области этики, мировых религий, психологии, менеджмента и в ряде других сфер деятельности, сопрягающихся с основной их профессией. Через шесть-семь лет нахождения в войсках капелланы проходят курс повышения квалификации духовных наставников военнослужащих в АЦ и ШВС. В настоящее время в сухопутных войсках военные священники (более 1 500 капелланов) действуют в составе духовных групп в подразделениях родов войск. Такая группа включает капеллана и его помощника (помощников). Подобная организация служит целям предоставления лучшей духовной поддержки, защиты и управления. Задачи помощника капеллана (из числа солдат) определяются последним и предполагают обеспечение религиозных потребностей солдат и соблюдение свободы их вероисповедания. Такие кадры готовятся в соответствии с военно-учетной специальностью «помощник капеллана». Обучение предполагает овладение основными армейскими навыками, подготовку к проведению богослужений и выполнение других задач, определяемых капелланом. Задачи военных священников подробно описаны в «Полевом уставе по религиозному обеспечению» FM 1-05. В нем, в частности, говорится, что командир предоставляет возможность для свободного вероисповедания, а духовная группа подразделения обеспечивает и выполняет следующие религиозные обязанности в поддержку соответствующего плана командира: религиозные службы; обряды; наставления и советы; религиозное образование; помощь в семейной жизни; духовную и гуманитарную поддержку; профессиональное и религиозное обеспечение командира и штаба; планирование мероприятий по религиозной поддержке. Штатные капелланы действуют в батальонах, бригадах, дивизиях и корпусах (как правило, из расчета один на 700 человек). Обычно, батальонный капеллан имеет воинское звание капитан, бригадный - подполковник, а корпусной - полковник. Их командные обязанности начинаются с бригадного уровня. Бригадный капеллан отвечает за ситуацию, складывающуюся в каждом батальоне своей части. Военных священников также назначают на военные базы. Их основной задачей является оказание религиозной поддержки солдатам и их семьям в период проживания в гарнизоне, а также служащим министерства обороны и гражданскому персоналу. Кроме того, капелланы посещают госпитали и гауптвахты. В зависимости от потребностей некоторые из них могут проходить специальное обучение на различных курсах, например по основам семейной жизни, получают медицинскую, юридическую и психологическую подготовку. Большое значение придается деятельности капелланов в военных учебных заведениях. Например, в одном из самых известных военных училищ (по американской терминологии - академии) в 2005 году находились представители девяти религий и христианских конфессий. В их числе православный в звании капитана. Практически в каждом училище имеются церкви. Капелланы обеспечивают отправление религиозных потребностей личного состава подразделения в повседневных условиях и при выполнении задач на учениях и в «горячих точках». Подавляющая часть военнослужащих - христиане, поэтому обычно службы в частях планируются на воскресенье. Когда личный состав находится на полевых выходах, капеллан может запланировать богослужение на любой день, в любое время, только чтобы это не нарушало расписание занятий по боевой подготовке и не мешало выполнению задач. Когда командир отдает приказы, выполнение которых накладывается на расписание служб, то требования командования выполняются в первую очередь, затем, если остается время и возможности, религиозные службы проводятся в течение дня. Известно также, что некоторым конфессиям требуется определенное время для моления. Как правило, это разрешается, а капелланы предоставляют необходимые материалы для отправления молитв любого вероисповедания. По мнению командования ВС США, это способствует духовному росту и укреплению морально-психологического состояния личного состава. По мнению ВПР страны, потребность в религии у военнослужащих резко возрастает, когда они оказываются в боевой обстановке. По отзывам представителей СВК, при нахождении американских войск в Персидском заливе на полковых богослужениях значительно увеличивалось число солдат, желающих слушать проповеди о Христе и вступающих в разговоры на религиозные темы.
|
Отличительный знак духовной группы капелланов |
|
Нарукавный знак капелланов |
|
Знамя службы военных священников СВ США |
|
Христианский |
|
Исламский |
|
Иудейский |
Так, по словам одного капеллана-баптиста духовной группы подразделения, размещенного в Кувейте, в период, предшествующий началу боевых действий, создаются благоприятные условия для того, чтобы «...приводить солдат к Христу. Стоит мне только появиться, и кто-то уже хочет со мной поговорить об Иисусе». Многие начинают считать себя верующими. В частности, на одном из богослужений обратилось в веру сразу 19 человек; во время другого 63 военных были крещены в Персидском заливе, остальные принимали крещение в вырытых бассейнах. По сообщениям капелланов, солдаты говорят, что примирение с Богом дает им уверенность в защите и убежденность в справедливости их миссии. Так, в одной из публикаций приводятся слова ефрейтора морской пехоты: «После крещения я чувствую в себе больше готовности пересечь границу... Это лучшее средство защиты, чем те, что может мне дать морская пехота». Хотя некоторые из тех, кто уверовал на поле боя, позже - в мирных условиях - забывают об этом, всё же сами эти факты обращения крайне важны, утверждают капелланы. В деятельности СВС большое значение придается внешним атрибутам, обозначающим принадлежность военнослужащих к той или иной конфессии. В распоряжении капелланов имеются флаги, символизирующие религии, а военнослужащие часто носят на воинском обмундировании знаки, указывающие на то, какую религию они исповедуют. Во всех подразделениях СВ США имеются так называемые специальные полевые комплекты капелланов, которые включают все религиозные принадлежности, необходимые для проведения соответствующих служб. В типовой комплект входят два флага службы капелланов: один христианский и один иудейский. Не так давно в комплекты стали добавлять еще два флага: мусульманской и буддистской веры. Все эти флаги (3x2 фута) используются для обозначения места проведения религиозной службы военным священником в полевых условиях. Они могут вывешиваться на флагштоках, сделанных из подручных средств, таких как брезент и камуфлированная сетка, устанавливаться на крыше военной техники и автомобилей, подвешиваться вертикально над козырьком входа в помещение. В церквях, расположенных на территории военных баз сухопутных войск США, вместе с христианским флагом (5,6 х 4,5 фута) всегда вывешивается национальный флаг Соединенных Штатов. Знамя (4x3 фута) службы военных священников, символизирующее корпус капелланов СВ, находится в АЦ и ШВС в Форт-Джексон - месте хранения традиций капелланов. На нем изображен герб данной службы, расположенный в центре на темно-синем фоне. Знамя украшено лентой с золотым тиснением внизу, на которой написано «Служба капелланов». На военном обмундировании капелланов также имеются знаки, указывающие на их принадлежность к СВК. В частности, на рукаве крепится черный ромб с закругленными углами, внутри него изображен желтый факел, где размещена открытая книга в позолоченном переплете с белыми страницами, откуда исходят лучи желтого цвета. Знак был утвержден в 1991 году, а изображаемые на нем атрибуты олицетворяют следующее: черный цвет ромба - цвет корпуса капелланов; факел - знания и руководство к действию; открытая библия - священное «слово», божественные знания и мудрость религии; золото переплета - символ совершенства; белизна открытых страниц - чистота; исходящие десять лучей - призыв к духовному просветлению. Отличительный знак духовной группы капелланов выполнен в виде щита, обрамленного надписью. В верхнем основании щита изображена часть солнца, испускающего золотые лучи, которые напоминают о присутствии в природе Бога и исходящем свете на АЦ и ШВС; изображенный в центре голубь с оливковой ветвью, традиционный символ мира, олицетворяет миссию армейского центра и школы капелланов в войсках - нести мир вопреки войне; страницы открытой библии - примат слова Божьего. Надпись, обрамляющая щит, гласит: «Почитание Господа Бога есть начало пути к мудрости». В настоящее время солдаты и офицеры СВ, так же как и население США, исповедуют сотни различных религий, многие из которых не являются традиционными. Согласно отдельным публикациям, в связи с тем что в стране наблюдается рост почитателей «церкви Сатаны», в войсках уже есть армейские священники-сатанисты. Хотя в большинстве своем капелланы представляют все же основные конфессии: протестантов, католиков, православных, иудеев, мусульман, и отвечают за свою конкретную паству. Они призваны убеждать каждого в том, что в США любой гражданин имеет свободу вероисповедания. В соответствии с законом о СВК военный священник обязан помогать не только представителям своей конфессии, но и всем военнослужащим. Например, капеллан-мусульманин, если к нему обратится христианин или иудей, обязан совершить обряд лично либо найти человека, который сможет это сделать. Что касается взаимоотношений представителей разных религий в многоконфессиональном военном духовенстве, то сами капелланы не видят в этом серьезных проблем - помощь верующим, считают они, превыше всего. Главное, утверждают военные священники, активно внедрять в умы военнослужащих мысль, что нельзя быть патриотом своей страны не веруя в Бога. Таким образом, существующая система профессионального образования капелланов в АЦ и ШВС, а также их дальнейшая деятельность в войсках, направленная на выполнение планов командования по духовному (религиозно-гуманитарному) воспитанию личного состава, по мнению американского ВПР, обеспечивают значительный вклад в морально-психологическую подготовку личного состава, являющуюся одной из составляющих боеготовности и боеспособности ВС США.
* Термин «капеллан» появился в IV в., когда св. Мартин из г. Тура (Франция), будучи солдатом, чтобы спасти нищего от холода, отдал ему половину своей солдатской накидки («каппы»). Ночью этот человек явился ему во сне и сказал, что он Иисус Христос. После этого события вторая половина каппы св. Мартина стала почитаться как святыня во французской армии. Походный храм, построенный для ее хранения, назвали «капеллой», а священника при ней - «капелланусом».
Зарубежное военное обозрение 2008 №2 с.31-38 Индекс 70340, 15748
Другие материалы по теме
Смотрите также
|