Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 07:38
Ключевые слова
религия, Белащенко

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
История [16]
Политика [83]
US и мир [60]
Культура [7]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Union States » Культура

Религиозная пропаганда в зарубежных армиях

 Религиозная пропаганда в зарубежных армиях

Капитан 1 ранга  Г. Белащенко

Религиозное воздействие на армию всегда было одним из важнейших элементов реакционной политики империалистических государств. Религиозная пропаганда, проводимая в тесном сочетании с тщательным отбором молодежи на военную службу, взаимосвязана со всеми формами идеологической и психологической обработки личного состава. Она призвана оправдывать эксплуатацию трудящихся, внушать военнослужащим веру в незыблемость буржуазного строя и необходимость его защиты, превращая их в послушных палачей народной свободы, в надежную опору правящих классов.

Хотя в большинстве буржуазных стран церковь формально отделена от государства, она имеет прочные позиции в вооруженных силах. Ее представители в армии и на флоте - капелланы - пользуются всеми правами и привилегиями офицеров, находятся на полном содержании военного ведомства В наставлении американской армии FM 16-5 "Капеллан" записано: "Капеллан является первым советником и консультантом командира по всем вопросам, связанным с религией, нравственностью и моральным состоянием личного состава части". Здесь же подчеркивается, что в обязанности капеллана входит "помощь военнослужащим в выработке таких качеств, как стойкость, выносливость, непримиримость к врагу, почтительность к командирам и начальникам". Иными словами, крут обязанностей военного священника выходит далеко за пределы чисто религиозной деятельности и включает в себя формирование воинских качеств солдат и матросов, их взглядов и настроений, морально-политического облика.

Понимая большие возможности церкви в формировании духовных качеств личного состава, военное руководство открывает ей широкий доступ на корабли и в части, создает капелланам все условия для религиозной обработки военнослужащих и религиозно милитаристской подготовки гражданской молодежи.

"В условиях современной войны, - говорится в одном из многочисленных пособий по идеологической обработке военнослужащих США, - солдат должен обладать не только мускулами, но и соответствующим моральным духом, верой в наши идеалы. Проводимые капелланом мероприятия являются одним из лучших рычагов для поднятия морального состояния личного состава".

В таком же плане высказывается и западногерманский военный журнал "Веркунде": "Поскольку основные принципиальные различия, раскалывающие сейчас мир, находятся в сфере идей, значение капелланов и религиозной службы в вооруженных силах вряд ли можно переоценить".

В настоящее время в армии и на флоте всех капиталистических стран имеется разветвленная система военно-религиозной службы. Наиболее многочисленными являются органы такого рода в вооруженных силах США.

По данным американской печати, в США в настоящее время имеется свыше 3 тыс. капелланов: в сухопутных войсках - около 1300 человек, в авиации и военно-морском флоте соответственно 900 и 850 человек, В разгар агрессивной войны во Вьетнаме в штатах военно-религиозной службы числилось более 3500 офицеров и генералов. В действующей армии в Юго- Восточной Азии постоянно находилось свыше 400 священников.

Большинство капелланов представляет самую многочисленную в США церковь - протестантскую, насчитывающую свыше 80 проц. общего количества верующих. Имеются также католики (до 15 проц.), иудеи (4 проц.), мусульмане и некоторые другие.

Командование выделяет в помощь капелланам так называемых "лей-лидеров" или "мирян-помощников" - кадровых сержантов, служащих по долгосрочным контрактам, которые имеют опыт религиозной службы. Они выполняют роль причетников и служек, работают на киноустановках, играют на органе и других музыкальных инструментах, помогают капелланам изучать настроения личного состава, оказывают религиозное воздействие на солдат и матросов.

В период войны во Вьетнаме в американских войсках практиковалось создание "групп религиозного усиления", которые состояли из двух-трех капелланов различного вероисповедания и нескольких "лей-лидеров". Эти группы имели передвижное пропагандистское оборудование (передвижную церковь в автомобиле, звуковещательную и кинопроекционную аппаратуру, религиозную библиотечку и т. п.). Они разъезжали по воинским частям, особенно там, где наблюдался упадок духа среди солдат, усиливались антивоенные настроения, происходили расовые столкновения. С помощью таких групп командование стремилось активизировать религиозную пропаганду среди личного состава.

В вооруженных силах США высшее руководство военно-религиозной службой представлено советом капелланов, действующим при министре обороны, и управлениями службы капелланов видов вооруженных сил. Совет капелланов включает представителей трех видов вооруженных сил, которые по очереди выполняют функции его председателя, и соответствующий рабочий аппарат. Во главе управления службы капелланов вида вооруженных сил стоит главный капеллан в звании "генерал" или "адмирал". Работу в войсках управление осуществляет через отделы и отделения капелланов, существующие в штабах объединений и соединений сухопутных войск. ВВС и ВМС. Как правило, отделы и отделения капелланов возглавляют попеременно представители протестантской, католической или иудейской церкви. Такая же система действует в дивизиях, бригадах, полках, военно-учебных заведениях, на базах и крупных кораблях.

Капелланы в американских войсках имеют высокую подготовку.

Как правило, они являются выпускниками специальной школы военно-религиозной службы, расположенной в Форт-Гамильтон (штат Нью-Йорк), или флотской школы капелланов в Ньюпорт (штат Род-Айленд). В школы набираются выпускники гражданских семинарий или теологических факультетов университетов, годные к военной службе. В течение 6-9-месячного срока обучения они овладевают основами боевой подготовки, изучают воинские уставы и наставления, приемы владения оружием и использования боевой техники.

В вооруженных силах других империалистических государств также имеется аппарат вое и но-религиозной службы, хотя и не столь разветвленный, как в США. Он построен по американской схеме, хотя в отдельных вопросах действует иначе.

Так, в западногерманской армии военно-религиозную службу возглавляют два равноправных управления - католического военного епископа и евангелического епископа. Оба управления входят в состав главного военно-административного управления министерства обороны и работают параллельно. С этими управлениями тесно взаимодействует отдел военно-церковной службы при министерстве обороны, занимающийся в основном вопросами технического обеспечения религиозной пропаганды, административными и т.п. Религиозная деятельность в войсках осуществляется через соответствующие отделы в объединениях и соединениях, а также через военных священников в частях и на кораблях.

Основным содержанием военно-религиозной пропаганды в войсках империалистических стран является пропаганда антикоммунизма, направленная на то, чтобы духовно растлить солдат и матросов, притупить их классовое сознание и посеять в них ненависть к идеологии трудящихся, к социалистическим странам. Как отмечала английская газета "Дейли уоркер", "многие священники уделяют больше внимания извращению целей коммунизма или поношению членов коммунистической партии, чем "духовному благополучию" своей паствы. В их антикоммунистической деятельности ничто не считается подлым и низким, если только оно может быть использовано против коммунизма".

Военные священники внушают военнослужащим мысль о том, что коммунизм неприемлем для верующих, так как является "орудием дьявола" и в борьбе против него "хороши любые средства". Церковники убеждают верующих в том, что коммунизм и христианство "абсолютно несовместимы", между ними идет "смертельное противоборство", что в современных условиях христианство является чуть ли не последней "защитой цивилизации" от "безбожников-коммунистов". "Наши народы, - утверждал одни из делегатов "всемирного конгресса" милитаристского союза "Крестовый поход во имя Христа", - убеждены, что христианство является сегодня единственной преградой и последней надеждой в борьбе против коммунизма".

В целях усиления антикоммунистической пропаганды военные священники широко используют различные религиозные догмы, верования и предрассудки. "Коммунисты, - говорит английский архиепископ Рамсей, - отвергают бога как творца истории. Они придерживаются ереси, что человек является хозяином своей собственной судьбы. Это гордыня, опаснейший грех, который способен только погубить, принести одни лишь беды и несчастья".

Военных церковников возмущает неверие коммунистов в загробную жизнь, рай и ад, вера в которые якобы делает человеческую жизнь более богатой, а смерть не столь зловещей.

Капелланы особенно активно ведут пропаганду загробной жизни во время войн, колониальных авантюр и карательных операций против национально-освободительных сил. Главный ее тезис сводится к тому, что "солдаты христианской армии", павшие в "священной войне против безбожников и язычников", становятся "святыми мучениками", а поэтому освобождаются от всех грехов и попадают в рай. Особо подчеркивается, что в такой войне солдат может творить любые беззакония и произвол в отношении противника, поскольку война против "врагов истинной веры" снимает с ведущих ее "христианских воинов" всякую ответственность.

"Любой солдат и офицер, сражающийся против коммунистов и их союзников, - писал итальянский военный журнал "Ривиста мариттима", - может быть уверен, что бог постоянно следит за ним и его делами и всегда готов принять его в свое лоно в случае гибели на поле брани".

Военные священники не останавливаются лаже перед тем. чтобы объявить "святым" оружие массового поражения. "Коммунизм является злом, - писал английский капеллан майор Ричарде. - Мы должны сделать все, чтобы покончить с этим злом. И если единственной возможностью для этого является термоядерная бомба, тогда с верой в бога мы можем применить это оружие".

Большое внимание в военно-религиозной пропаганде уделяется оправданию антинародных воин империализма, попыткам убедить военнослужащих не ставить под сомнение цели войны, сохранять в рядовых преданность и покорность офицерам.

"Библия учит, - внушают английские капелланы, - что солдаты- сыны бога и выполняют его заветы. Эти заветы передают им офицеры, действующие от имени бога и по его указаниям".

Военные священники стремятся убедить военнослужащих, будто бы, выполняя любые приказы, они не совершают никакого "греховного деяния" и автоматически освобождаются от ответственности. "Если ты стреляешь из винтовки, нажимаешь на бомбосбрасыватель или производишь выстрел из орудия, - утверждают они, - ты не отвечаешь за причиненную смерть. Раз ты участвуешь в войне, которую власти твоей страны признали законной, значит не ты, а они несут всю ответственность. Поскольку же эти власти - от бога, то значит и ответственность, которую они несут, определяется богом".

Подобные требования весьма удобны для командования. Империалистическая военщина всегда прибегает к помощи церкви для оправдания войн, зверств и беззаконии, и церковь всегда оказывает ей такую помощь. Так было во всех прошлых войнах, так было и в период разбойничьей войны американского империализма в Юго-Восточной Азии.

"Война, которую мы ведем во Вьетнаме,- писал главный капеллан американской армии генерал-майор Сэмпсон, - это война не только за свободу местного населения, но и за идеалы, которые отстаивают американцы. Поэтому выполнение нашими военнослужащими всех приказов в этой войне - высшее проявление веры в бога, в божий промысел. Солдат должен, не задумываясь, выполнять свой долг. За него думают командование и господь бог".

Еще более откровенны в своих заявлениях были служители иудейской церкви капелланы Шапиро и Вассерман, которые объявили о наличии у "американских верующих, одетых в военную форму, не только права, но даже обязанности убивать вьетнамских красных".

Религиозная обработка солдат и матросов капиталистических армий считается частью всего процесса обучения и воспитания личного состава, а посещение воскресных церковных школ, лекций на религиозные темы и проповедей, занятия в кружках по изучению библии и другие военно-религиозные мероприятия являются обязательными. Невыполнение этого требования рассматривается как дисциплинарный про ступок и строго наказывается.

В армиях США и других стран НАТО еженедельно проводятся религиозные занятия (так называемый "час капеллана"). Официально они именуются занятиями по программе "воспитания характера", хотя в действительности имеют политический смысл. Как сказано " американском наставлении FM 16 5 "Капеллан", прямая ответственность за проведение этой программы возложена на командиров частей и подразделений, которые не только контролируют тематику занятий, их содержание, но и сами присутствуют на них.

Религиозные мероприятия, организуемые командиром совместно с капелланом, тщательно увязываются с тематикой занятий по идеологической обработке солдат и матросов. С помощью религиозных средств и приемов используются те же психологические стереотипы и политические догмы, которые внедряются в сознание военнослужащих системой идеологической обработки. Строевые командиры в армии США проводят с личным составом занятия по темам: "Знай своего коммунистического врага", "Демократия против коммунизма", "Коммунизм на карте мира" и т. д. Во время американской агрессин во Вьетнаме в "час капеллана" проводилось, например, занятие по такой "религиозной" теме, как "Каждый убитый красный - еще одно деяние, угодное богу".
Немалое место в тематике религиозных бесед занимает оправданно присутствия империалистических войск на территории зависимых стран, восхваление "силы и мощи" буржуазных армий и агрессивных военных блоков, в первую очередь НАТО, внушение личному составу веры в "вечность" капиталистического общества, воспитание буржуазного лжепатриотизма, национализма и расизма.

В настоящее время в вооруженных силах США и большинства других стран НАТО действуют согласованные программы военно-религиозной пропаганды, направленные на воспитание у военнослужащих "атлантической солидарности", готовности к войне против "общего врага". Примером может служить рассчитанный на четыре года план военно-религиозной пропаганды под названием "Путь, лежащий перед нами", который подготовлен военно-религиозной службой США и принят некоторыми европейскими странами - членами НАТО.

Помимо еженедельных занятий, военные священники используют и другие формы религиозного воздействия на личный состав: проповеди, богослужения, молебны о "ниспослании победы", церемонии "освящения оружия", занятия по изучению библии (катехизиса, торы, Корана) и другие. По данным министерства обороны США. в американских вооруженных силах религиозные мероприятия ежегодно посещают 40- 45 млн, человек (включая членов семей военнослужащих н гражданское население военных гарнизонов). В американских войсках в Европе за год проводится более 330 занятий в "воскресных религиозных школах". 220 семинаров в "кружках по изучению библии", 160 просмотров кинофильмов на религиозную тематику.

Командование, военно-религиозные органы и пропагандистский аппарат вооруженных сил прилагают большие усилия к тому, чтобы ещё более активизировать воздействие религии на военнослужащих. Непрерывно расширяется техническое оснащение религиозной службы музыкальными инструментами, звукозаписывающей и кинопроекционной аппаратурой, строятся гарнизонные церкви и капеллы, изыскиваются новые формы проповедей и бесед.

В бундесвере, например, недавно введена "система выдачи индивидуальных советов и рекомендаций по телефону". Для этого стоит лишь набрать соответствующий номер и высказать священнику свои заботы и тревоги. По телефону можно также прослушать заранее записанную проповедь, молитву, псалом, отрывок из библии и даже.,, получить отпущение грехов.

Для американских солдат, размещенных в ФРГ, Италии. Японии и других странах, оборудованы специальные "святые убежища" и "молитвенные приюты", куда они могут поехать во время отпуска и праздники. Здесь для них организуются различные религиозные мероприятия: прослушивание телевизионных и радиопередач из известных соборов и монастырей, демонстрация религиозно-пропагандистских кинофильмов и т. д.

Военные церковники используют в своей работе различные "новшества", чтобы повысить интерес к церкви. В гарнизонных капеллах по воскресеньям играет медный джаз, устраиваются танцы, показываются кинофильмы самого легкомысленного содержания. Как писала американская военная газета "Оверсиз уйдем", в гарнизонной церкви американской морской пехоты на о-ве Гуам перед воскресной проповедью был проведен конкурс местных полуголых красавиц на титул "мисс Гуам". В церкви на авиабазе Ларедс (штат Техас) состоялся судебный процесс над девушкой-военнослужащей, обвинявшейся в колдовстве. По данным газеты "Нэиви тайме", во время этого процесса отмечалась "рекордная посещаемость" гарнизонной церкви.

В интересах религиозного воздействия на военнослужащих используются радио и телевидение, печать, кино и другие средства массовой информации. В вооруженных силах США, например, по пропагандистской радио-телевизионной сети, подчиненной службе информации министерства обороны, еженедельно транслируются передачи "Час капеллана", "Взгляд в мир", которые включают лекции и беседы на церковные темы, выступления капелланов и гражданских священников, демонстрации религиозных фильмов. Военно-религиозная служба армии США имеет свои периодические издания: журнал "Милитэри чэплин" и различные бюллетени. В американских войсках в Европе, на оперативных флотах, в вооруженных силах США на Тихом океане и в других объединениях издаются религиозные малоформатные многотиражки и листовки, тексты молитв и проповедей, псалмы и гимны н т. д.

Религиозная пропаганда оказывает, безусловно, значительнее влияние на военнослужащих империалистических армий. Проводимая в тесном сочетании с другими формами идеологической обработки, она способствует формированию у них качеств, необходимых для проведения антинародной политики господствующих классов.

В немалой степени этому способствует и то, что военные церковники имеют постоянные прочные контакты с наиболее реакционными кругами империалистических держав, антинародными партиями и организациями, такими, как НДП (в ФРГ), а также "национал-социалистическая партия белых граждан", "общество Джона Бёрча", ку-клукс-клан и другие (в США). На последних выборах в ФРГ многие военные священники вели открытую агитацию среди армейских избирателей в пользу кандидатов неонацистской партии НДП и представителей реваншистских землячеств, призывали к объединению всех христиан против "безбожников-коммунистов".

О необходимости "защищать христианство" заявляют и ультраправые реакционеры и расисты, действующие совершенно открыто в вооруженных силах США. Один из руководителей нацистской ячейки во 2-й бронетанковой дивизии армии США - некий капрал Стюарт в интервью газете "Оверснз уикли" заявил, что американцы "должны внимательно изучать опыт Гитлера", поскольку у США и их союзников по НАТО "главной является та же цель, что у нацистов - борьба против коммунизма во имя спасения христианского мира".

Таким образом, военно-религиозные службы империалистических армий, прилагая значительные усилия для политической и духовной обработки военнослужащих, стремятся обеспечить господство эксплуататорских классов в армии и на флоте, способствуют подготовке личного состава для участия в агрессивных войнах.

Зарубежное военное обозрение №2 1975  С.17-22

 

Категория: Культура | Добавил: pentagonus (21.08.2011) | Автор: Капитан 1 ранга Г. Белащенко

Просмотров: 1939 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов