Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 17:29
Ключевые слова
NORAD, Пайн-три, К. Болигер, Перевод, ПРО

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » II Мировая война - Война во Вьетнаме

Строительство линий раннего предупреждения (1956)

Строительство линий раннего предупреждения

Майор Курт Болигер

Швейцарский журнал "Альгемейне швейцарише милитерцейтшрифт" № 2, февраль 1956 года ("Allgemeine schweizerische Militarzeitschrift" М 2, Februar, 1956, SS. 93-105)

В связи с развитием оружия массового поражения и средств его доставки к цели в основных капиталистических странах проводятся широкие работы по созданию радиолокационных рубежей дальнего и ближнего обнаружения. Эти рубежи предназначаются для обнаружения самолетов и управляемых снарядов на дальних подступах к военно-промышленным и административно-политическим центрам, а также для оповещения системы ПВО и управления истребителями-перехватчиками и другими средствами борьбы с самолетами противника.

Статья Курта Болигера, сокращенный перевод которой приводится ниже, освещает некоторые вопросы создания рубежей радиолокационного обнаружения на территории США, Канады, Великобритании, Франции и Швеции.

Из ряда отдельных сообщений последнего времени можно сделать вывод о стремлении создать плотную сеть радиолокационного обнаружения, являющуюся основным условием обороны воздушного пространства и ведения любой воздушной войны. Усилия в этом направлении будут понятными, если представить себе, как в сущности невелико время упреждения в оповещении о появлении воздушных целей, которого возможно достигнуть при существующих в настоящее время радиолокационных средствах. При современных скоростях самолетов в 900 км/час и практической дальности обнаружения радиолокационными приборами одиночных бомбардировщиков в 360 км это упреждение равняется 24 минутам. При этом цели будут засечены на границе досягаемости радиолокатора только в том случае, если они будут лететь на высоте не менее 10 км, и при условии отсутствия радиопомех. Вследствие кривизны земной поверхности самолеты, летящие на более низких высотах, будут обнаружены позже.

Если учесть тот факт, что на каждую радиолокационную станцию, согласно американским среднеоценочным данным, приходится от 10 до 30 % целей, которым удастся проскользнуть вследствие полета ниже или выше полосы радиолокационного перекрытия, а также вследствие использования аномалий распространения волн радиолокатора, станет понятным стремление к глубокому эшелонированию линий раннего предупреждения.

О работах англичан в этой области можно судить по средствам, выделенным министерством авиации на 1955/56 год для сооружения радиолокационной сети метрополии. Создание этой сети обеспечит полное прикрытие британских островов и прилегающей к ним полосы морского пространства шириной в 320 км, для чего потребуется создать до 100 новых радиолокационных сооружений. Все оборудование этих сооружений будет, а частично уже установлено под землей. Для каждого отдельного сооружения предусмотрена кубатура, равная примерно кубатуре крупной подземной станции метро.

Американо-канадские мероприятия в этой области постепенно принимают характер гонки к Северному полюсу. Не только у Берингова пролива, но также и на дрейфующих льдинах вблизи Северного полюса (пока в качестве опытных установок) расположены очень близко друг против друга станции раннего оповещения обоих блоков.

Ближний рубеж радиолокационного обнаружения (линия "Пайн-три") проходит вдоль американо-канадской границы. Его строительство было начато в 1950 году. В настоящее время он вступил уже в строй. Расходы на его создание составляют около 250 млн. долларов, из которых одну треть взяла на себя Канада и две трети - Соединенные Штаты. Обслуживание и уход за сооружениями этого рубежа, насчитывающего 30 станций, осуществляются обеими странами в зависимости от того, на чьей территории расположены отдельные сооружения.

В ноябре 1953 года были начаты работы по сооружению второго рубежа радиолокационного обнаружения, известного под названием линия "Мид-Канада", который проходит по 55-й параллели. Недоступность отдельных участков, низкие температуры, трудности в передвижении, помехи, вызываемые северным сиянием, привели к тому, что на этом рубеже все еще ведутся работы и многое из запланированного существует в настоящее время лишь на бумаге. Для индустриальных центров, расположенных в районе Великих озер и на побережье Новой Англии, этот рубеж обеспечивает время упреждения, равное приблизительно 1,5 часа, и для Вашингтона - 2 часам. Учения ПВО, проведенные в США в 1955 году ("Алерт"), показали, что такого времени недостаточно для массовой эвакуации вследствие ограниченной пропускной способности улиц крупных американских городов.

Поэтому осенью 1955 года США и Канада приняли решение о совместном строительстве третьего рубежа радиолокационного обнаружения ("Дью"). Расходы на строительство этого рубежа, равные примерно 1 млрд. долларов, берут на себя США. Рубеж "Дью" будет проходить от Аляски до Гренландии на протяжении 4800 км вдоль северного побережья американского континента, т. е. приблизительно по 70-й параллели. Отдельные сооружения этого рубежа, например на Аляске и в Гренландии, уже действовали ранее. В других же районах только сейчас начинаются основные работы по выяснению технических и метеорологических особенностей, связанных с созданием этого рубежа обнаружения. Для защиты антенн планируется, как это делается обычно в этих широтах, создание укрытий с полусферической поверхностью из пластических материалов. Как предполагают, после окончания строительства этого рубежа обнаружения время упреждения в оповещении районов США, граничащих с Канадой, составит примерно 3 часа. Таким образом, самолеты, вылетевшие из Сибири, будут засечены приблизительно после 4 часов полета. О размерах строительства рубежа радиолокационного обнаружения "Дью" можно судить по тому факту, что на оборудование лишь одной экспериментальной станции в городе Туле (Гренландия) израсходовано около 120 млн. долларов.

Главным поставщиком оборудования для этого рубежа является компания "Вестерн Электрик", совместно с которой работают представители командования ВВС и ПВО США, канадских ВВС и министерства вооружений Канады.

Линия "Пайн-три", помимо пловучих радиолокационных станций обнаружения, которые уже в настоящее время обслуживают некоторые районы в военном отношении, а также обеспечивают безопасность полетов гражданской авиации, будет дополнена созданием еще 25 передовых радиолокационных станций, выдвинутых на 200 км в Атлантический океан. Создание этих искусственных островов, строительство которых было начато в мае 1955 года в 100-125 морских милях восточнее полуострова Кейп-Код на Банке Джорджес, было ускорено ввиду наличия этим летом сильных ураганных ветров, угрожавших штатам Новой Англии. Стальные платформы этих станций имеют три опоры и расположены на высоте 24 м над уровнем моря. Глубина моря в месте их расположения равна 30 м. На платформах построены жилые помещения приблизительно на 70 человек и посадочная площадка для вертолетов. Кроме того, на платформах установлено радиолокационное оборудование, которое состоит из поисковой радиолокационной станции неизвестного типа и двух радиолокационных станций определения высоты цели типа AN/FPS-6 ("Дженерал Электрик"), защищенных, как и другие станции, специальными укрытиями, изготовленными из пластического материала. Стоимость одного такого опорного пункта в зависимости от условий строительства составит 50 млн. долларов. Выигрыш во времени, которого удается добиться при помощи этих станций, составит около 15 минут, а для обнаружения современных гражданских рейсовых самолетов - 25 минут. Смену личного состава этих станций, состоящего из служащих ВВС, ВМС, береговой охраны и метеорологической службы, предусматривается производить через каждые 30 дней. Связь со станциями на континенте обеспечивается по линиям направленной радиосвязи.

Для создания подвижного рубежа раннего обнаружения используются летающие станции. По некоторым данным, к весне 1955 года в США действовало уже около 30 таких станций. Они представляют собой специально оборудованные самолеты Супер-Констеллейшн RC-121C с экипажем и обслуживающим персоналом в 31 человек. Вес радиолокационного оборудования станции составляет 6 т. Результаты наблюдения с этих станций передаются через промежуточные радиолокационные станции на стационарные установки. Скорость летающих станций, из которых сформирована первая "авиационная дивизия ПВО дальнего радиолокационного обнаружения", составляет 550 км/час. Запасы горючего (бензобаки в крыльях по 23 тыс. л каждый и дополнительный бензобак в фюзеляже на 3700 л) значительно повышают самостоятельность действий станций.

Наряду с этим летающие станции раннего обнаружения были созданы также на дирижаблях ВМС США, для чего были использованы радиолокационные станции AN/APS-20E. Эти станция получили обозначение ZPG-2W.

Пространства, охваченные в настоящее время радиолокационными станциями, еще очень малы по сравнению с размерами всей страны. Между ними отсутствует еще необходимая взаимосвязь. Поэтому планируется начать строительство промежуточных радиолокационных станций, которые будут представлять собой небольшие станции с автоматической передачей изображений. Согласно последним сообщениям, председатель американской бюджетной комиссии Кемпбелл якобы поставил в известность министра обороны Вильсона о том, что последний может немедленно, не Дожидаясь одобрения конгресса, начать работы по созданию системы SAGE (полуавтоматическая система управления, наведения и связи). План строительства системы SAGE рассчитан на десять лет и предусматривает также создание телефонной сети протяженностью в 64 тыс. км, которая позволит координировать работу всех радиолокационных центров США. Для осуществления проекта составлена смета на 2,4 млрд. долларов.

Созданием автоматических станций начинается новая эра в радиолокационной технике. За работой этих автоматов будет осуществляться постоянный контроль. Для этой цели командование ВВС США создало недавно специальную эскадрилью (4677-я эскадрилья облета радиолокационных станций), перед которой поставлена задача постоянного контроля радиолокационной системы раннего обнаружения. Этот контроль дозволит давать реальную оценку эффективности действия отдельных станций и вероятности засечки цели определенной заградительной линией. Центральным постом связи для всех радиолокационных рубежей и отдельных станций является штаб командования ПВО страны (CONAD), расположенный на базе ВВС в Колорадо Спрингс (штат Колорадо). Его задачей является организация обороны воздушного пространства площадью свыше 7 893 100 кв. км, а именно: вдоль границ протяженностью в 16 тыс. км и до высоты полета самолетов, достигающей уже в настоящее время около 20 км. Командующий ПВО страны генерал Партридж непосредственно подчиняется комитету начальников штабов, имея в своем распоряжении не только ВВС, но и ПВО армии и, в зависимости от дислокации, части военно-морского флота и корпуса морокой пехоты (береговые корабли, малые сторожевые корабли, военно-морские базы с радиолокационным оборудованием, авиацию ВМС, авианосцы и т. д.). В случае нападения противника в его подчинение переходят все гражданские радиостанции, которые при этом обязаны немедленно прекратить свои передачи. Согласно заранее установленному новому плану использования частот, который, с одной стороны, должен затруднить применение их противником в качестве аэронавигационного вспомогательного средства, а с другой - гарантировать как можно более полный охват всего гражданского населения в целях оповещения, все радиостанции немедленно вновь начинают свою работу, но только уже под руководством командования ПВО страны. Эта система, регулирующая режим работы широковещательных станций в условиях воздушного нападения, будет немедленно введена в действие распоряжением президента.

Планирование работ по созданию системы обнаружения в начальный период осуществлялось организацией, созданной в 1949 году, в состав которой входили представители ВВС и Массачусетского технологического института. После двухлетней работы этой организацией были разработаны рекомендации, известные под названием "проект Линкольна", которые стали основой для деятельности постоянной рабочей комиссии Массачусетского института. Годовой бюджет этой организации составляет 20 млн. долларов, а ее постоянный состав насчитывает 1600 человек, в том числе 350 научных работников. Ее задачи в области электронной техники сводятся в основном к следующему: создание системы раннего обнаружения, позволяющей обнаружить самолеты противника за 6-7 часов до подхода их к цели; полная автоматизация передач; глубокое эшелонирование средств радиолокационного обнаружения на всей территории США.

Что касается первой задачи, то проведенные работы в области создания системы раннего обнаружения показывают, что за границей также продолжают существовать физические пределы дальности действия радиолокационных приборов. Многочисленные американские сообщения о строящихся рубежах предназначаются, по-видимому, для того, чтобы примирить широкую общественность с некоторой ограниченностью возможностей радиолокационных средств. Поэтому трудно сразу поверить распространяемым в последнее время слухам о новых фантастических дальностях действия этих средств. Из американских планов скорее можно заключить, что безопасность, если только можно вообще употреблять это относительное понятие, может быть достигнута лишь в результате массового применения и глубокого эшелонирования радиолокационных средств.

В отношении выполнения второй задачи уже имеются конкретные результаты, что вытекает из цитируемого ниже заключительного коммюнике сессии Совета НАТО, проходившей в декабре 1955 года. При этом необходимо отметить, что государство с небольшой территорией- еще в большей степени нуждается в наличии системы обнаружения, обеспечивающей быстрые и безошибочные передачи о появлении самолетов противника.

На пути к решению третьей задачи недавно был сделан кажущийся с первого взгляда второстепенным, а в действительности далеко идущий шаг. Для обеспечения полетов американских самолетов, под которыми впоследствии будут подразумеваться приближающиеся к границам США самолеты противника, комитет усовершенствования в области аэронавигации ввел в действие единую навигационную систему TACAN (вместо прежней угломерно-дальномерной навигационной системы VOR/DME). Система TACAN дает возможность осуществить навигацию значительно большего количества самолетов и обеспечивает лучшее использование воздушного пространства.

Два сообщения последнего времени свидетельствуют о том, что США Не намерены отказаться от гражданской организации постов воздушного наблюдения. Эти сообщения, наоборот, свидетельствуют о наличии стремления снабдить посты воздушного наблюдения современным техническим оборудованием, что является ценным дополнением к системе радиолокационного обнаружения. После того как всего Лишь несколько месяцев тому назад сообщалось об использовании на постах воздушного наблюдения электронно-акустических детекторов, недавно начали использоваться так называемые "радиолокационные шлемы".

Правильность нашего мнения относительно высокой степени эффективности простой радиолокационной разведки, как дополнения к системе раннего обнаружения и наведения истребителей, вновь подтверждается американскими сообщениями о введении "радиолокационных шлемов" для наблюдателей за воздухом. Этот аппарат весом около 600 г устанавливается на обычном стальном шлеме таким образом, что его рупорная антенна всегда направлена в сторону, куда смотрит наблюдатель. Принятые антенной импульсы самолетной поисковой радиолокационной станции обнаружения, навигационной станции или радиолокационной системы управления огнем поступают на кристаллический детектор и кристаллический усилитель импульсов. Импульсы, преобразованные в звуковые сигналы, передаются в миниатюрные наушники. Для работы этого аппарата в течение недели требуется одна батарея весом в 80 г. Новое средство разработано научно-исследовательским центром ВВС США.

В распоряжении командования ПВО страны уже в настоящее время, имеется приблизительно 380 тыс. добровольцев, которые обеспечивают круглосуточную работу около 16 тыс. постов воздушного наблюдения и 49 центров фильтрования данных. Предполагается, что в 1956 году число-добровольцев будет увеличено до 1 млн. человек, что позволит обслуживать 24 тыс. постов воздушного наблюдения и 73 центра фильтрования данных. Конечной целью является создание в среднем одного поста на каждые 8 кв. миль (20,4 кв. км) государственной территории США. Это обеспечит полный контроль за полетами самолетов на высотах ниже 1200 м.

Большой интерес проявляется также к созданию единой системы раннего обнаружения в Западной Европе. Выступая на сессии. Совета НАТО в Париже, министр обороны США Вильсон высказался за создание единой европейской радиолокационной линии оповещения по образцу американо-канадского рубежа дальнего радиолокационного обнаружения "Дью".

Прямым поводом к этому послужили военно-воздушные учения "Карт Бланш" в июне 1955 года. Они доказали эффективность постоянно действующего контроля над воздушным пространством при помощи единой радиолокационной системы, который в основном еще отсутствовал.

Менее популярными, однако не менее интересными, были французские учения по обороне воздушного пространства "Регулус". Задача учений заключалась главным образом в проверке работы 901-й зоны воздушной обороны, охватывающей Северо-Восточную Францию. Учения проводил командующий этой зоной полковник Дельфино. О результатах учений обычно скептически настроенная газета "Монд" писала: "Оборона воздушного пространства страны доказала эффективность ее структуры, несмотря на слабость ее средств".

Официально было объявлено, что процент перехваченных самолетов из общего количества участвовавших в течение пяти дней учений был следующим: в первый день учений - 71, во второй - 86, в третий - 96, в четвертый - 59, в пятый - 90.

Низкий процент перехвата в четвертый день учений объясняется плохими метеорологическими условиями и малыми возможностями использования собственных истребителей. Если в случае войны даже не каждый радиолокационный перехват будет завершаться уничтожением самолета, то и в этом случае приведенные цифры являются, по нашему мнению, исключительно высокими. Командующий ПВО Франции генерал Шассен, ссылаясь на факт своевременного перехвата 777 "вражеских" самолетов (из 400 самолетов, которые угрожали Парижу, 325 были лерехвачены), пишет: "Проведенные учения оказались настолько успешными, что превзошли все ожидания и произвели сильное впечатление на наших союзников".

В связи с лестным для ПВО страны приказом начальника генерального штаба ВВС по поводу окончания учений "Регулус" французы обращают внимание на то, что в настоящее время обеспечен лишь один фронт и что в случае нападения с южного направления долина реки Роны "остается по-прежнему полностью открытой". В результате этого в любой момент возможен обход "северо-восточного барьера". Рекомендуется также срочно начать строительство второго рубежа западнее существующей северо-восточной радиолокационной линии. Парламенту настойчиво предлагают в течение четырех лет повысить кредиты на нужды ПВО до одной сотой общих военных расходов с тем, чтобы покрыть всю Францию радиолокационной сетью и увеличить количество всепогодных истребителей.

Основываясь на результатах проведенных во Франции учений, декабрьская сессия Совета НАТО пересмотрела принятое еще в 1950 году решение Совета, в соответствии с которым ответственность за ПВО возлагалась на каждую страну - участницу НАТО. По рекомендации штаба главного командования войсками НАТО в Европе Совет утвердил, как говорилось в заключительном коммюнике, "рекомендации относительно реорганизации и более тесной координации ПВО в европейских странах - участницах НАТО, что еще более объединит деятельность НАТО в этой области". При этом под объединением следует понимать прежде всего создание в Европе единой системы обнаружения, которая, используя электронную технику, позволит обнаруживать воздушные цели, а также передавать необходимые сведения о них. США предложили свои услуги в деле строительства и финансирования "современной полностью автоматизированной и устойчивой от помех" системы обнаружения первоначально на левом и на правом флангах НАТО - в Норвегии и между Неаполем и Измиром.

Вследствие нейтрализации Австрии весьма трудно добиться такого положения, чтобы радиолокационный рубеж был сплошным. Хотя разрыв на этом рубеже (Австрия, Швейцария) невелик (около 800 км) однако он ставит специалистов в области радиолокации и тактиков перед большими трудностями.

Швеция также придает очень большое значение системе радиолокационного обнаружения, о чем можно судить по директиве главнокомандующего об организации обороны Швеции на 1955-1965 годы. Наряду со строгой централизацией средств контроля за воздушным пространством, ранее распределенных между сухопутными войсками (организация визуального воздушного наблюдения), ВВС и частично ВМС, преследуются в первую очередь следующие цели:
сокращение времени передачи сведений путем введения автоматических или полуавтоматических систем передач;
продолжение автоматизации центров по фильтрации данных и центров управления путем введения электронных карт обстановки в воздушном пространстве и применения электронных счетных машин;
использование телевидения для наблюдения за обстановкой в воздухе;
повышение устойчивости радиолокационной аппаратуры к помехам.

Стремление сократить время передачи сведений путем введения автоматизации видно из следующего. Если в 1950 году время передачи составляло 15 секунд, то в 1960 году оно будет сокращено до 1 секунды.

Достижение такой скорости передачи возможно лишь при полной автоматизации. Главное в этом отношении шведы также видят в необходимости создания значительной ширины частотных полос (для большей пропускной способности в единицу времени), что связано с определенными расходами. Даже если будут ограничиваться меньшим объемом передач информации (тщательный отбор), к чему, очевидно, стремятся, то все равно проблема остается нерешенной, так как в нее не включены вопросы координации, фильтрации и изображения.

Интересным является вывод шведов о том, что организация контроля за воздушным пространством без достаточно частых тренировок не справится со своими задачами в боевой обстановке. Поэтому в конце каждой недели проводятся учения, в которых принимают участие и женщины, занятые на производстве и представляющие основной контингент личного состава службы раннего обнаружения. Таким путем надеются создать подготовленную и всегда готовую к действию организацию.

Военный зарубежник 1956 №1  С. 37-43

 

Категория: II Мировая война - Война во Вьетнаме | Добавил: pentagonus (22.01.2016) | Автор: Майор Курт Болигер

Просмотров: 420 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов