Национальная разведывательная стратегия США (2019)
Полковник А. Маринин
Директор национальной разведки Д. Коутс в январе 2019 года утвердил новую редакцию "Национальной разведывательной стратегии США" (National Intelligence Strategy) на следующие четыре года, которая отражает взгляды руководства разведывательного сообщества (РС) страны на роль и место американских спецслужб в обеспечении национальной безопасности Соединенных Штатов. Необходимость переработки данного документа обусловлена изменением баланса геополитических сил, непосредственно затрагивающего жизненно важные интересы американского государства. В новой редакции значительное внимание уделено анализу стратегической обстановки в мире и скорректирован перечень угроз национальной безопасности. Предыдущий вариант стратегии был принят в 2014 году при администрации Б. Обамы.
В разделе "Стратегическая обстановка" авторами стратегии дается оценка комплексных и взаимозависимых угроз в мире. Утверждается, что "традиционные противники Соединенных Штатов не прекратят попытки перехватить у них инициативу и расширить свое влияние, воспользовавшись слабостью архитектуры миропорядка, сложившейся после окончания Второй мировой войны, миролюбивым характером доминирующих в нем западных демократических идеалов, проявлением тенденций к изоляционизму в развитых государствах и неустойчивостью глобальной экономики.
Эти противники являются постоянными источниками многочисленных, в том числе гибридных и асимметричных,
вызовов американской безопасности в различных сферах - военной, политической, экономической". При этом "деятельность России по укреплению своих позиций на международной арене, скорее всего, продолжится, что будет вступать в противоречия с целями и интересами США в различных регионах и странах".
Одновременно отмечается, что "реализация Китаем масштабных планов наращивания боевой мощи национальных вооруженных сил, стремление Пекина добиться односторонних экономических и территориальных преимуществ в Азии и за ее пределами будут оставаться предметом повышенной озабоченности США. Как и Иран, который, несмотря на продекларированную в 2015 году приверженность развитию мирной атомной энергетики, "продолжает наступательно совершенствовать военные возможности и создавать ракетное оружие, оказывать содействие террористическим группировкам, враждебным Соединенным Штатам незаконным вооруженным формированиям".
Ключевую угрозу США авторы стратегии усматривают в том, что "их многочисленные противники ищут пути приобретения возможностей для нанесения катастрофического ущерба безопасности страны прежде всего за счет применения ядерного, химического и биологического оружия. Для достижения своих целей они пытаются использовать современные технологические достижения, представляющие потенциальные угрозы в космическом и кибернетическом пространстве". В космосе все активнее проявляются вызовы американской безопасности, поскольку "Россия и Китай продолжают создавать различные виды противоспутникового оружия, чтобы снизить уровень американского военного превосходства".
Как указывается в стратегии, "задействование передовых информационных технологий (высокоскоростные компьютеры, искусственный интеллект, современные сети связи) помимо экономической выгоды способствует наращиванию военного потенциала противников США.
Достижения в нано- и биотехнологиях без должного контроля и выработки единых международных стандартов их практического применения могут использоваться для распространения опасных заболеваний, оказания воздействия на поведение человека. Это также представляет серьезную угрозу безопасности страны".
Таким образом, "взаимосвязанное проявление всех вышеперечисленных негативных факторов продолжит оказывать воздействие на геостратегическую обстановку. Органы американской разведки обязаны заблаговременно прогнозировать варианты ее развития, адаптируясь к любым изменениям и поддерживая высокий уровень готовности к работе в условиях неопределенности".
В стратегии определены ключевые задачи разведывательного сообщества США, выполнение которых необходимо для доведения до потребителей своевременной, достоверной, объективной и полной информации для принятия на государственном уровне решений в интересах обеспечения национальной и внутренней безопасности Соединенных Штатов.
К базовым задачам (вскрытие, анализ и оценка наиболее серьезных угроз, осуществление контроля за военно-политической обстановкой в различных регионах мира) относятся следующие:
1. Наращивание возможностей стратегической разведки включает:
- совершенствование и поддержание потенциала для сбора и обработки сведений в интересах подготовки качественной разведывательной информации глобального характера по политико-дипломатической, военной, экономической, информационной и иной проблематике;
- обеспечение информационно-аналитического сопровождения процесса принятия руководством страны решений в сфере обеспечения национальной безопасности.
2. Обеспечение руководства страны информацией упреждающего характера посредством:
- внедрения единых подходов и стандартов аналитической работы в структурных компонентах разведывательного сообщества, совершенствования механизмов информационного обмена, методик подготовки кадров;
- устранения административных, технологических и иных барьеров, препятствующих эффективной интеграции практики заблаговременного предупреждения об угрозах в повседневную деятельность американских спецслужб;
- концентрации внимания обрабатывающих органов разведки на своевременном вскрытии новых опасных факторов и тенденциях развития обстановки, в том числе в сферах, ранее не являвшихся объектом приоритетного внимания, а также на подготовке предложений по использованию дополнительных возможностей и преимуществ в ходе принятия важных решений руководством страны;
- синхронизации соответствующих усилий в рамках разведсообщества для создания общей "системы" раннего предупреждения потребителей информационно-аналитических продуктов.
3. Разведывательное сопровождение повседневной деятельности федеральных структур, подразумевающее:
- формирование современной, полностью технически оснащенной разведывательной архитектуры, способной в полном объеме обеспечивать текущие и перспективные потребности органов государственного и военного управления Соединенных Штатов при планировании и осуществлении повседневной деятельности в интересах обеспечения национальной и внутренней безопасности страны;
- наращивание взаимодействия с "внешними" партнерами на американской территории и за рубежом для максимального использования их потенциала в интересах решения поставленных разведсообществу задач;
- проведение "чувствительных" разведывательных операций в интересах укрепления национальной безопасности США.
Прикладные задачи (вскрытие, анализ и оценка угроз и вызовов по отдельным специфическим проблемам, представляющим повышенный интерес) включают следующие мероприятия:
1. Нейтрализация угроз в кибернетическом пространстве:
- повышение уровня осведомленности об операциях противника в киберпространстве и добывание информации, раскрывающей их замыслы, планы проведения, привлекаемые силы и средства, характер и направленность сопутствующих мероприятий для своевременного информирования лиц, ответственных за принятие решений и реализацию ответных мер;
- повышение устойчивости разведки к киберугрозам и наращивание объемов добываемых сведений, а также целевое доведение информации до потребителей в интересах защиты ключевых информационных сетей и объектов критической инфраструктуры;
- расширение возможностей по сдерживанию субъектов вредоносной активности в киберпространстве, организация противодействия им с использованием военных, дипломатических, экономических, финансовых и информационных средств, а также правоохранительных органов.
2. Борьба с международным терроризмом:
- сбор и анализ разведывательной информации по вскрытию планов террористов и попыток организации ими противоправной деятельности;
- противодействие распространению идеологии насильственного экстремизма;
- повышение информационной осведомленности о террористических угрозах в мире.
3. Противодействие распространению оружия массового поражения:
- поддержка усилий руководства США в обеспечении безопасного производства и хранения ОМП в мире, срыве планов вероятных противников по реализации программ создания такого оружия, пресечении попыток незаконной передачи технологий его создания, материалов и технической документации;
- оказание содействия правоохранительным структурам в обеспечении сохранности сведений о местах хранения компонентов ОМП, предотвращении их возможной кражи, утери или бесконтрольного использования;
- наращивание возможностей разведсообщества по добыванию информации, раскрывающей деятельность иностранных государств по созданию ОМП, в интересах своевременного информирования федеральных органов власти, отвечающих за контроль в сфере нераспространения, о возможных нарушениях в данной области.
4. Контрразведывательная деятельность:
- координация политики в сфере контрразведывательного обеспечения, в том числе в интересах своевременного предупреждения о возможных угрозах, исходящих от иностранных спецслужб;
- разработка и внедрение новых форм и способов проведения контрразведывательных мероприятий для оперативного предотвращения попыток шпионажа, а также нарушений требований по защите государственной тайны;
- пересмотр подходов к обеспечению сохранности перспективных научных разработок и технологий, значимых объектов критической инфраструктуры, информационных сетей и населения от противоправной деятельности иностранных разведок;
- совершенствование механизмов обмена информацией с ключевыми партнерами США, федеральными министерствами и ведомствами в интересах пресечения незаконной деятельности зарубежных спецслужб.
В разделе "Цели развития РС в интересах создания интегрированной и эффективной системы управления, а также повышения результатов деятельности спецслужб" рассматриваются следующие основные направления деятельности:
1. Совершенствование единой интегрированной системы управления в интересах повышения возможностей, совместимости действий и эффективного использования имеющихся ресурсов:
- обеспечение единого руководства и общего управления РС в интересах развития межведомственного сотрудничества, контроля за деятельностью входящих в него компонентов, эффективного использования сил и средств;
- планирование совместных действий, а также анализ и учет результатов деятельности для последующей синхронизации процесса решения разведывательных задач;
- эффективное использование возможностей спецслужб, в том числе за счет новых технологических решений, а также совершенствование механизма экспертных оценок для преодоления существующих проблем;
- оптимизация работы руководящих органов в интересах повышения ее транспарентности, улучшения процесса принятии решений, в том числе компромиссных, по использованию сил и средств разведывательных компонентов, а также для качественного управления рисками;
- осуществление на межведомственной основе поиска новых интегрированных решений развития, способных обеспечить успешное выполнение стоящих перед разведсообществом задач.
2. Оптимизация обеспечивающей деятельности структурных компонентов разведсообщества для достижения успеха в решении поставленных задач:
- осуществление непрерывной оценки существующих угроз и активное совершенствование стандартов и методов обеспечения безопасного функционирования органов разведки, в том числе принадлежащей им инфраструктуры;
- разработка всеми структурными компонентами разведсообщества собственных стратегий и программ приобретения с целью повышения рентабельности, эффективности и своевременности закупок необходимой продукции и услуг;
- внедрение в рамках РС единых стандартов, процедур и механизмов для повышения эффективности финансовой деятельности;
- проведение постоянного анализа степени соответствия требованиям, заложенным в стратегию национальной разведки, предпринимаемым администрацией и военно-промышленным комплексом США шагов по обеспечению разведсообщества необходимыми ресурсами;
- использование инновационных механизмов развития и всестороннего обеспечения спецслужб в интересах укрепления их функциональной устойчивости, повышения разведывательных и иных возможностей;
- совершенствование системы управления рисками для повышения способности национальной разведки непрерывно решать задачи в любых условиях обстановки.
3. Укрепление кадрового потенциала за счет подготовки новых и сохранения состава действующих сотрудников с учетом их профессиональной подготовки, специализации и опыта работы в разведке:
- повышение ответственности органов управления за подбор персонала спецслужб;
- предотвращение случаев дискриминации, домогательств и различных репрессивных мер в отношении сотрудников, создание условий для полного раскрытия их профессиональных возможностей;
- формирование смешанного кадрового резерва в соответствии с требованиями, предъявляемыми к знаниям, навыкам и умениям сотрудников РС;
- организация работы с руководителями среднего звена для обеспечения необходимого уровня обучения, профессиональной переподготовки и социальной поддержки подчиненных с предоставлением соответствующей отчетности;
- проведение кадровой политики в соответствии с устоявшейся практикой трудоустройства, включая принципы разнообразия, вовлеченности и равных возможностей, а также программ, обеспечивающих вложение целевых инвестиций в людские ресурсы.
4. Инновационное развитие в интересах оптимизации управления и деятельности национальной разведки посредством внедрения новых технологий, новаторских идей и совершенствования уровня подготовки персонала:
- осуществление "прорывных" исследований, использование и внедрение их результатов для резкого качественного повышения ведомственных возможностей с учетом характера новых вызовов и угроз безопасности США;
- изучение методов оперативного применения современных технологий и других ресурсов для повышения эффективности разведывательной деятельности и достижения превосходства над противником;
- постоянное применение передового опыта в области управления силами и средствами.
5. Повышение качества информационного обмена и обеспечение безопасности развединформации в рамках развития межведомственного сотрудничества:
- определение приоритетов при разработке требований к информационной среде для улучшения функционирования специализированного разведывательного взаимодействия, а также обеспечение их безопасности, эффективности и корректного задействования;
- повышение надежности информационных систем РС для обеспечения уверенной работы пользователей и ускорения процесса доставки им необходимых данных;
- наращивание технических возможностей информационной инфраструктуры в целях обеспечения эффективного решения поставленных задач и снижения вероятности дублирования данных;
- выработка и внедрение инновационных подходов в сфере защиты гостайны;
- использование лучших аналитических кадров, оснащенных передовыми техническими средствами работы с большими объемами данных для максимального повышения качества и скорости направления потребителям разведывательной информации.
6. Расширение взаимодействия с американскими органами федерального и местного уровня, а также с иностранными союзниками и партнерами:
- наращивание партнерского взаимодействия и связей внутри страны и за рубежом;
- укрепление существующих и развитие новых форм сотрудничества для расширения доступа к информации в интересах выполнения поставленных американским спецслужбам задач.
7. Соблюдение принципов неприкосновенности частной жизни, гражданских свобод и открытости для защиты американских ценностей и повышения степени общественного доверия к деятельности спецслужб:
- закрепление требований о соблюдении прав человека и свобод личности в руководящих документах разведсообщества;
- организация взаимодействия с надзорными органами и партнерскими структурами в интересах повышения доверия со стороны общества и понимания гражданами необходимости деятельности спецслужб.
В разделе "Организация разведывательного сообщества США" приведена его структура, включающая: аппарат директора национальной разведки, гражданские компоненты - центральное разведывательное управление (ЦРУ) - самостоятельная федеральная структура; федеральное бюро расследований (ФБР) и разведывательный отдел управления по борьбе с наркотиками (от министерства юстиции); управление разведки и исследований (от государственного департамента); разведку береговой охраны и управление разведки и анализа (от министерства внутренней безопасности); отдел терроризма и финансовой разведки (от министерства финансов) и отдел разведки и контрразведки (от министерства энергетики); военные компоненты или военную разведку (от министерства обороны) - разведывательное управление министерства обороны (РУМО), управление национальной безопасности (УНБ), национальное управление геопространственной разведки (НУГР), национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР), разведывательные управления сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты.
В "Заключении" говорится, что "Национальная разведывательная стратегия" официально закрепляет установленные директором направления развития американских спецслужб на ближайшие четыре года, обеспечивает согласование приоритетов деятельности с другими национальными стратегиями, а также акцентирует внимание на главной задаче, заключающейся в представлении высшему руководству государства актуальной и объективной информации для принятия решений по обеспечению безопасности страны и реализации национальных интересов.
Зарубежное военное обозрение. - 2019. - №8. - С. 8-13
Смотрите также
|