Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 05:14
Ключевые слова
Л. Ломжев, го

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Привлечение вооружённых сил США к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф на национальной территории (2014)

Полковник Л. Ломжев

Стихийные бедствия и техногенные катастрофы приводят к большому числу жертв и наносят огромный ущерб экономике. В последнее время тяжесть их последствий значительно возросла в связи с высокой концентрацией потенциально опасных объектов инфраструктуры (атомные и гидроэлектростанции, химические производства, хранилища ядовитых и радиоактивных веществ, газо- и нефтепроводы и т. д.), которая характерна для высокоразвитых государств. Величина ущерба и потери населения зачастую могут быть сопоставимы с результатами боевых действий, в том числе с применением оружия массового поражения.

Основные требования военного руководства США к привлечению ВС к ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф определены в "Стратегии защиты национальной территории и оказания помощи органам государственной власти" (Strategy for Homeland Defense and Support of civil Authorities), изданной министром обороны в феврале 2013 года.
В Соединенных Штатах ведомством, непосредственно ответственным за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, является Федеральное управление по чрезвычайным ситуациям (ФЕМА - Federal Emergency Management Agency), входящее в состав министерства внутренней безопасности. Однако недостаточное количество собственных сил и средств не позволяет адекватно реагировать на масштабные катаклизмы и в короткие строки ликвидировать их последствия.

В связи с этим, начиная с 2001 года американское военно-политическое руководство стало более активно привлекать части и подразделения вооруженных сил для оказания помощи гражданским властям, так как они располагают всем необходимым для решения задач по устранению последствий применения противником ОМП и, как следствие - крупномасштабных природных и техногенных катастроф.

В связи с законодательными ограничениями на использование формирований регулярных ВС на национальной территории в подобных случаях основная нагрузка приходится на подразделения и части национальной гвардии (НГ). Тем не менее в последние годы наметилась тенденция расширения участия в таких операциях регулярных войск.

Порядок привлечения ВС США к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф предусматривает задействование соответствующих сил и средств. Так, в случае достаточности местных ресурсов к операции привлекаются формирования из состава НГ конкретного штата, подчиняющиеся губернатору. В более масштабных действиях могут принимать участие подразделения и части регулярных войск и НГ нескольких штатов, подчиненных федеральному правительству. В соответствии с американским законодательством решение о применении сил и средств ВС принимает президент или министр обороны.

Структурой, осуществляющей общее руководство такими операциями, является министерство внутренней безопасности (МВБ). На объединенное командование ВС США в зоне Северной Америки (ОКСА), созданного 1 октября 2002 года, возлагается непосредственное управление формированиями вооруженных сил, выделяемыми для оказания помощи гражданским властям в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и терактов. В зону его ответственности входят континентальная часть США, Аляска и соответствующие территориальные воды.

Во взаимодействии с гражданскими властями ОКСА решает следующие задачи:
- организация взаимодействия с МВБ, включая развертывание объединенных систем управления и связи;
- ликвидация последствий террористических актов и чрезвычайных происшествий (в том числе связанных с применением различных видов ОМП или обычных боеприпасов большой мощности), общественных беспорядков с санкции президента или министра обороны;
- разработка рекомендаций и техническая помощь другим объединенным командованиям ВС США в ходе ликвидации последствий инцидентов с ОМП за пределами континентальной части страны;
- борьба с незаконным оборотом наркотиков и ликвидация последствий стихийных бедствий;
- принятие мер по противодействию пандемии и инфекционным заболеваниям.

Основу данной структуры в мирное время составляют штаб командования и штабы четырех объединенных оперативных формирований (ООФ): "Север" (Форт-Блисс, штат Техас), "Аляска" (АвБ Элмендорф, Аляска), "Столичный регион" (Форт-Мак-Нейр, г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия) и "Помощь гражданским властям" (Форт-Монро, Виргиния). В качестве видовых компонентов командования определены: 5-я полевая армия СВ (Форт-Сэм-Хьюстон, Техас), 1-я воздушная армия (АвБ Тиндал, Флорида) и командование сил резерва морской пехоты (Новый Орлеан, Луизиана). Взаимодействие с ВМС организовано через командование ВМС в зоне Северной Америки (ВМБ Норфолк, Виргиния).

Эмблема ООФ "Север"
Эмблема ООФ "Аляска"
Эмблема ООФ "Столичный регион"
Эмблема ООФ "Помощь гражданским властям"

Управление подчиненными войсками (силами) командующий ОКСА осуществляет через штаб, который дислоцируется на авиабазе Петерсон (Колорадо-Спрингс, штат Колорадо), а также через штабы командований видов ВС в зоне Северной Америки.

Объединенное оперативное формирование "Север", созданное в 1989 году в соответствии с решением президента США Дж. Буша в рамках объявленной им "войны с незаконным оборотом наркотиков", получило обозначение ООФ-6, а в сентябре 2004-го - свое нынешнее название.

Данное формирование предназначено для оказания помощи федеральным правоохранительным структурам в противодействии транснациональным угрозам, исходящим от террористических организаций, незаконного оборота наркотиков, контрабанды, распространения ОМП и других видов оружия, способных представлять угрозу национальной безопасности США, а также в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Формирование комплектуется военнослужащими всех видов ВС из состава как регулярных войск, так и организованного резерва.

Объединенное оперативное формирование "Аляска" создано в 2002 году. Его основными задачами являются: сдерживание, своевременное вскрытие, предотвращение и ликвидация во взаимодействии с другими государственными структурами угроз национальной безопасности США на Аляске, а также оказание, в случае необходимости, помощи гражданским властям.

На командование ООФ возложено планирование и проведение всего комплекса мероприятий по защите национальной территории в своей зоне ответственности от нападения противника, а также, по указанию президента или министра обороны, оно призвано оказывать помощь гражданским властям. Во взаимодействии с местными и федеральными структурами формирование уценивает вероятность нападения и непосредственно определяет возможные цели противника или террористов на территории штата. В связи с тем что личный состав оказывает содействие гражданским властям в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и терактов с применением ОМП, он не может напрямую привлекаться к выполнению правоохранительных функций.

Объединенное оперативное формирование "Столичный регион" Функционирует с 2004 года. На него возлагаются задачи по организации обороны столицы США и прилегающих районов - штаты Мэриленд и Виргиния, оказанию помощи гражданским властям и осуществлению кризисного управления в регионе. В состав этого ООФ входят представители СВ, ВВС, ВМС, морской пехоты и береговой охраны.

При возникновении чрезвычайной ситуации национального масштаба формирование будет доукомплектовываться личным составом до уровня, позволяющего эффективно оказывать помощь властям региона и снизить возможные жертвы и разрушения. Оно может привлекаться к обеспечению крупномасштабных плановых мероприятий (инаугурация президента, выборы мэра и т. д.) или к действиям по ликвидации последствий стихийных бедствий, террористический актов. После решения поставленной задачи, когда местные и федеральные структуры способны действовать самостоятельно, ООФ переводится в режим повседневной деятельности.

Объединенное оперативное формирование "Помощь гражданским властям" создано в октябре 1999 года как постоянно действующая структура объединенного командования единых сил. В 2002 году оно было передано ОКСА. Подразделение комплектуется военнослужащими всех родов войск,' причем как из состава регулярных сил, так и из резерва, а также гражданским персоналом. Оно занимается планированием и координацией совместных действий с МВБ и ФЕМА при проведении операций по ликвидации последствий катастроф, инцидентов, связанных с оружием массового поражения (в том числе ядерным, химическим, биологическим и радиологическим заражением), а также взрывов обычных боеприпасов большой мощности. Типовыми задачами ООФ являются: разбор завалов; поисково-спасательные действия; оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших; специальная обработка (дегазация, дезактивация, дезинфекция); воздушные переброски необходимых сил и средств; организация материально-технического обеспечения операции.

Первая операция по оказанию помощи гражданским властям с участием объединенных оперативных формирований ОКСА (ликвидация последствий урагана "Лили") была проведена на следующий день после создания командования - 2 октября 2002 года. На протяжении последующих лет оно многократно руководило действиями воинских формирований в целях оказания помощи гражданским властям в чрезвычайных ситуациях на национальной территории, начиная от обрушения моста на шоссе в г. Миннеаполис до наводнения в центральных районах США, а также за рубежом - землетрясение на Гаити.

Самой масштабной операцией ОКСА явилась ликвидация последствий урагана "Катрина"1 в 2005 году. Командование приступило к подготовке сил и средств заблаговременно, без запроса гражданских властей, еще до подхода урагана к г. Новый Орлеан (29 августа).

Так, по распоряжению командующего ОКСА адмирала Т. Китинга2 на территории военной базы в г. Меридиан (штат Миссисипи) и авиабазе Барксдейл (Луизиана) осуществлялось заблаговременное складирование запасов продуктов питания, медикаментов и других средств, необходимых для оказания помощи пострадавшим, у побережья размещались корабли, предназначенные для участия в операции. В целях координации предстоящих действий с ФЕМА в указанные штаты были направлены представители командования.

Объединенное оперативное формирование "Катрина" (Кэмп-Шэлби, штат Миссисипи) было развернуто 1 сентября 2005 года в целях оказания содействия в ликвидации последствий урагана. Личный состав формирования привлекался для проведения поисково-спасательных работ, эвакуации пострадавших, доставки продуктов питания, питьевой воды и других необходимых грузов, обеспечения связи, а также для поддержания общественного порядка.

Всего в мероприятиях по ликвидации последствий урагана "Катрина" задействовалось около 63 тыс. военнослужащих (45 тыс. из состава НГ и 18 тыс. из регулярных войск). К операции привлекались 355 вертолетов и 93 самолета, которые совершили более 1 800 вылетов.

Проведенный ОКСА анализ действий формирований в ходе этой операции, а также при тушении лесных пожаров в Калифорнии в 2007 году выявил ряд существенных недостатков, приведших к снижению эффективности применения выделенных сил и средств ВС США при оказании помощи гражданским властям. Главными из них были: низкая оперативность при реагировании на чрезвычайные ситуации, отсутствие необходимого уровня координации действий между подразделениями и частями вооруженных сил федерального и местного подчинения, недостаточное взаимодействие с гражданскими структурами. В связи с этим в последние годы Пентагон предпринял ряд шагов по реорганизации структуры сил и средств ВС, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и системы их задействования.

Согласно заявлению командующего ОКСА генерала Ч. Джакоби, в настоящее время военное ведомство кардинально повысило свои возможности по оказанию помощи гражданским властям, в частности по оперативному реагированию на стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Кроме того, существенно доработана концепция единого руководства формированиями регулярных войск и подразделениями из состава резервов видов ВС и НГ, что позволяем значительно повысить эффективность их совместных действий в ходе подобных операций. Впервые эта концепция прошла проверку на практике в 2011 году при ликвидации последствий урагана "Ирена", где помимо формирований национальной гвардии было задействовано более 6,5 тыс. военнослужащих регулярных войск.

К настоящему времени завершено создание новой многоуровневой структуры сил (общая численность личного состава более 18 тыс. человек), включающей формирования НГ, резервы видов ВС и регулярных войск, предназначенных для ликвидации последствий инцидентов с ОМП, крупных стихийных бедствий и катастроф. При этом выделенные подразделения и части оснащены всем необходимым для проведения ряда мероприятий (поиск и спасение, оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших, специальная обработка и др.). Они находятся в постоянной готовности к немедленному развертыванию в районе чрезвычайной ситуации в течение 6-96 ч.

В целях совершенствования практических навыков личного состава проводится интенсивная целенаправленная оперативная и боевая подготовка. Вопросы оказания помощи гражданским властям отрабатываются на всех учениях, в которых принимает участие или которые организует ОКСА. К основным из них относятся комплексные стратегические учения "Виджилант шилд" и "Ардент сентри".

Таблица Привлечение вооруженных сил США к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф

Год Период Наименование стихийного бедствия (катастрофы)
2002 Октябрь Ураган "Лили"
2003 Февраль Катастрофа космического корабля многоразового использования "Колумбия"
Сентябрь Ураган "Изабель"
2004 Август Ураган "Чарли"
Сентябрь Ураган "Францис"
Сентябрь Ураган "Иван"
Лето, осень Лесные пожары в центральных районах США
2005 Август Ураган "Катрина"
Сентябрь Ураган "Рита"
2007 В течение года Пандемия птичьего гриппа
Июль Лесные пожары на Восточном побережье США
Август Обрушение моста на шоссе в г. Миннеанаполис (штат Миннесота)
Октябрь-ноябрь Лесные пожары в штате Калифорния
2008 Март Наводнение в центральных районах США
Июнь-август Лесные пожары в штате Калифорния
Август Ураганы "Густав" и "Ханна"
Сентябрь Ураган "Айк"
2009 В течение года Пандемия свиного гриппа
2010 Январь Землетрясение на Гаити
Апрель-август Разлив нефти в связи с аварией на нефтедобывающей платформе компании "Бритиш петролеум"
2011 Август Ураган "Ирен"
2012 Октябрь-декабрь ураган "Сэнди"
2013 Май Торнадо в штате Оклахома

В ходе данных мероприятий совершенствуются навыки личного состава по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф различного характера, а также применения противником различных видов ОМП.

Типовые сценарии учений предусматривают возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных сочетанием катастроф природного и техногенного характера (ураганами, землетрясениями, наводнениями, авариями на химических и ядерных объектах, на транспорте и т. д.), а также терактами или применением противником ОМП.

Основными отрабатываемыми в ходе этих мероприятий задачами являются:
- организация взаимодействия органов управления ВС США и гражданских структур как на федеральном, так и на местном уровне при ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий, а также кризисное планирование и экстренное реагирование на чрезвычайные ситуации;
- оповещение населения пострадавших районов;
- развертывание и переброска выделенных сил и средств в кризисные районы;
- организация управления с задействованием основных и резервных каналов связи;
- восстановление функционирования критических объектов и элементов военной инфраструктуры;
- проведение поисково-спасательных работ, эвакуация пострадавших, оказание медицинской помощи.

По мнению руководства Пентагона, успешная деятельность объединенного командования ВС США в зоне Северной Америки в рамках оказания помощи гражданским властям в ходе ликвидации последствий ураганов "Сэнди" в 2012 году и торнадо в Оклахоме в 2013-м свидетельствует о возросшей эффективности и оперативности действий формирований американских вооруженных сил при проведении таких специфических операций.

В целом военно-политическое руководство США, считая, что в случае чрезвычайной ситуации гражданские структуры не способны эффективно решать поставленные задачи без привлечения формирований национальных ВС, в том числе регулярных, уделяет повышенное внимание вопросам участия военнослужащих в мероприятиях по ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.

1 Ураган пятой категории, самый разрушительный в истории США. Погибло более 1 800 человек.

2 Командующий объединенным командованием ВС США в зоне Северной Америки с 2004 по 2007 год.

Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №1. - С. 17-23

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (26.04.2014) | Автор: Полковник Л. Ломжев

Просмотров: 1599 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов