Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 21:33
Ключевые слова
Л. Ломжев, комплектование

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Проблема комплектования ВС США и усилия руководства Пентагона по их преодолению (2005)

Проблема комплектования ВС США и усилия руководства Пентагона по их преодолению

Подполковник Л. Ломжев

Входе военных операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования вооруженных сил (ВС) США возникли серьезные проблемы. Подъем патриотических настроений, вызванный террористическими актами 11 сентября 2001 года, пошел на спад, и, как результат, снизилось количество добровольцев, изъявляющих желание проходить службу в рядах ВС.
Наиболее тяжелое положение с комплектованием частей и подразделений личным составом сложилось в сухопутных войсках (СВ). Так, командование СВ в 2004 году столкнулось с кадровыми проблемами, вызванными нехваткой офицеров в частях и подразделениях регулярной армии. Около 30 проц. офицерских должностей тактического звена управления в настоящее время являются вакантными. Серьезную озабоченность у руководства Пентагона вызывает положение дел и с формированием и поддержанием численности индивидуального подготовленного резерва сухопутных войск. В частности, начальник штаба армии генерал П. Шумейкер на слушаниях сенатского комитета по делам вооруженных сил конгресса США признал, что в прошлом году не удалось полностью выполнить план комплектования резервных компонентов.
Командующий резервом армии генерал-лейтенант Дж. Хелмли отметил, что в настоящее время численность офицеров резерва наиболее востребованных категорий (в воинских званиях лейтенант и капитан) составляет более 5,5 тыс. военнослужащих при общей потребности в почти 18,5 тыс. человек. По сравнению с предыдущим годом количество резервистов, которые по завершении срока контракта не намерены его продлевать, увеличилось в 3 раза. Доля представителей младшего офицерского состава среди резервистов-отказников превышает 60 проц.
Руководство сухопутных войск национальной гвардии также не справилось в полном объеме с задачей комплектования подразделений и частей. К концу 2004 финансового года для этих целей планировалось набрать 56 тыс. новобранцев, однако, по оценке американских военных экспертов, реальное пополнение составило менее 51 тыс. военнослужащих. По итогам первых месяцев текущего 2005 финансового года недокомплект добровольцев уже превысил 2,15 тыс. человек.
Согласно заявлениям высокопоставленных должностных лиц МО, основными причинами недоукомплектования ВС являются: снижение популярности военной службы, несоответствие уровня материальных доходов военнослужащих современным условиям, а также несовершенство законов и иных нормативно-правовых актов, нечетко определяющих порядок прохождения военной службы личным составом резервных компонентов.
Ряд решений руководства военного ведомства, направленных на поддержание необходимой численности вооруженных сил, спровоцировали отрицательную реакцию в обществе и негативно повлияли на отношение американцев к военной службе. Особое неудовольствие вызвали: продление сроков службы военнослужащим, у которых закончился контракт; отказ в выходе из резерва офицерам запаса и военнослужащим редких военно-учетных специальностей (ВУС); преднамеренное затягивание процесса подготовки документов на увольнение выслуживших установленные сроки офицеров; ограничение возможности перевода военнослужащих из боевых подразделений в обеспечивающие; сокращение приема в военные учебные заведения и гражданские университеты офицеров из действующих частей и подразделений объединенного центрального командования ВС США.
Решение о продлении службы сверх срока контракта уже привело к тому, что восемь военнослужащих, проходящих действительную военную службу в составе группировки американских войск в Ираке, подали в судебные органы по месту жительства иски против Д. Рамсфелда, в лице которого они обвиняют министерство обороны США в нарушении условий контракта о прохождении военной службы.
По заявлениям военнослужащих, при подписании контракта они не были проинформированы о том, что срок службы может быть продлен. Это первый случай, когда военнослужащие регулярных СВ США инициируют судебное разбирательство в связи с несоблюдением МО страны условий контракта. По оценкам американских военных экспертов, данный факт может послужить примером для других находящихся в Ираке американских военнослужащих, которым срок службы также был продлен.
Ряд членов конгресса США обратился с просьбой к председателю комитета по делам вооруженных сил палаты представителей Д. Хантеру провести расследование о причастности должностных лиц ВС США к фактам оказания давления на военнослужащих и использования незаконных методов в целях принуждения их к продлению контрактов на прохождение военной службы, что является прямым нарушением добровольного принципа комплектования.
Ходатайство о проведении расследования вызвано участившимися заявлениями военнослужащих СВ о том, что их якобы заставляют продлевать контракты на прохождение воинской службы, угрожая в противном случае' переводом в части и подразделения, готовящиеся к отправке в Ирак. Письма с подобными заявлениями поступили в конгресс США от военнослужащих, проходящих службу в соединениях, считающихся наиболее боеготовыми в СВ США: это подразделения 4-й механизированной и 1-й кавалерийской (бронетанковой) дивизий, 1 -я бригада 25-й легкой пехотной и 3-я бригада 2-й пехотной дивизий (механизированные бригады «Страйкер»), 3-й бронекавалерийский полк.
С целью привлечения большего количества добровольцев военное ведомство предпринимает ряд мер организационного и финансового характера. Так, министерство армии приняло решение снизить требования к добровольцам, набираемым для прохождения службы в американских сухопутных войсках. В частности, в 2005 финансовом году разрешено снизить долю новобранцев, имеющих среднее образование, и увеличить число добровольцев, показавших при тестировании их общего уровня
подготовки наихудшие (но в пределах приемлемых) результаты. По оценке кадровых органов, это обеспечит дополнительный набор военнослужащих, кандидатуры которых при сохранении прежней процедуры были бы отвергнуты.
С 1 октября 2004 года вступили в силу новые правила натурализации для американских военнослужащих. Они касаются тех, кто имеет вид на жительство в США и выполняет возложенные на них задачи за границей. Для них срок, необходимый для получения гражданства, сокращен с трех лет до одного года. Кроме того, военнослужащие-иммигранты освобождаются от всех федеральных налогов и пошлин, связанных с подачей необходимых для получения гражданства документов. Они также получили право подавать документы, проходить собеседование и принимать присягу американского гражданина в посольствах, консульствах и местах дислокации американских частей.
По сведениям зарубежных СМИ, вербовка производится даже среди заключенных американских тюрем, осужденных за мелкие правонарушения, в том числе и иммиграционного законодательства.
Согласно прогнозам военных специалистов, тяжелая кадровая ситуация в ВС США может заставить снизить требования к новобранцам также в военно-воздушных и военно-морских силах.
Командование американских сухопутных войск приступило к реализации программы «Блю-Ту-Грин», предполагающей привлечение на службу в свои ряды до 30 тыс. военнослужащих рядового, сержантского состава и уорент-офицеров, проходящих или недавно завершивших действительную военную службу в ВМС и ВВС. При этом штаб СВ планирует получить в свое распоряжение опытных специалистов, готовых выполнять задачи без всякой переподготовки либо после прохождения определенного курса (четыре-девять недель).
Командование ВМС США намерено также разрешить переход на армейскую службу и военнослужащим регулярных сил при наличии достаточно серьезных причин, препятствующих продолжению службы на флоте и связанных, как правило, с семейными и личными проблемами.
Каждый военнослужащий, пожелавший продолжить действительную службу в регулярных частях сухопутных войск на срок не менее трех лет, получит в качестве единовременного пособия 10 тыс. долларов. Воинские звания будут сохранены и приравнены к армейским. При наличии вакантных должностей по ряду дефицитных специальностей предусмотрено присвоение очередных воинских званий.
В последнее время при выполнении этой программы возникли непредвиденные трудности и с комплектованием морской пехоты (МП). По заявлениям представителей министерства обороны, впервые за последние 10 лет не выполнен план набора в МП. Несмотря на предлагаемые единовременные выплаты, около 3/ 4 военнослужащих этого рода ВМС, принявших участие в боевых действиях, увольняются из рядов ВС.
Решение проблемы укомплектования частей и подразделений ВС личным составом вынуждает руководство Пентагона пересмотреть и вопросы социальной защищенности военнослужащих.
Президент США Дж. Буш подписал закон «О предоставлении льгот военнослужащим национальной гвардии и резерва видов ВС», который предусматривает расширение финансовой помощи и гарантий для резервистов, проходящих действительную военную службу в Ираке, Афганистане и других «горячих точках».
В соответствии с новым законом:
- С 10 тыс. до 250 тыс. долларов увеличена защищенная правительством США (от аннулирования в случае неуплаты взносов) сумма страхования жизни резервиста на период его нахождения на действительной военной службе.
- Запрещено выселение резервистов и членов их семей во время прохождения ими службы из домов, вследствие неуплаты арендной платы за жилье, если она не превышает 2,4 тыс. долларов в месяц (ранее эта сумма составляла 1,2 тыс. долларов США). В дальнейшем предполагается ежегодный пересмотр этой суммы с учетом инфляции.
- Вводится в действие льготная программа кредитования резервистов, призванных на действительную военную службу, со ставкой не более 6 проц.
- Предусмотрена возможность досрочного прекращения военнослужащим аренды жилья и автомобилей без выплаты штрафов за прерывание договора.
Конгресс США рассматривает также ряд законодательных инициатив, призванных повысить эффективность мер по социальной защите военнослужащих. В частности, в сенатском комитете по делам ветеранов и комитете по делам вооруженных сил оперируют результатами специально проведенного исследования, свидетельствующего, что военнослужащие постоянно сталкиваются с нарушением своих социальных прав, и прежде всего в таких вопросах, как помощь семьям, забота о детях, жилищные проблемы, налогообложение, плата за обучение.
В качестве дополнительных мер по обеспечению набора добровольцев в сухопутные войска министерство армии США разработало специальную программу «Партнерство ради успеха молодежи». Ее основной целью является повышение заинтересованности молодых людей в поступлении на военную службу в СВ путем предоставления гарантий дальнейшего трудоустройства в гражданском секторе по специальностям, близким к полученным в вооруженных силах.
В рамках указанной программы министерство армии США планирует заключить договоры с органами власти штатов, а также с руководителями частных компаний и фирм о сотрудничестве в области трудоустройства военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы. В соответствии с таким договором власти штата и руководство предприятий и фирм гарантируют трудоустройство уволенных военнослужащих в гражданском секторе.
Со своей стороны министерство армии берет на себя обязательство подготовить в период прохождения службы высококвалифицированный персонал. Так, в ноябре 2004 года, данное ведомство впервые заключило такой договор с правительством штата Висконсин.
В настоящее время в программе принимают участие более 80 частных компаний, в том числе «Локхид- Мартин», «Харлей-Дэвидсон», «Сире лоджистикс сервис». Представители частного бизнеса в целом поддерживают данную программу и выразили готовность предоставить около 150 тыс. рабочих мест для трудоустройства бывших военнослужащих сухопутных войск.
По утверждению представителей министерства армии США, возможность гарантированного получения в перспективе высокооплачиваемой работы повысит интерес у молодежи к поступлению на военную службу.
В то же время существует опасность значительного увеличения оттока персонала после завершения срока действия первого контракта.
Действующий «Закон о гражданской помощи военнослужащим» предусматривает специальные социальные гарантии, в том числе льготы по погашению кредитов, найму жилья, приобретению недвижимости, автомобилей и страхованию ответственности. В развитие этой линии до конца текущего года конгресс планирует утвердить сводный законопроект о расширении льгот ветеранам, который предусматривает увеличение максимального размера гарантий (с 249 тыс. до 333,7 тыс. долларов) по кредитам военнослужащим на покупку жилья, дополнительные скидки при оплате обучения, бесплатную юридическую поддержку и ряд других мер.
В конце сентября 2004 года комитет по финансам палаты представителей одобрил также законопроект, призванный оградить военнослужащих и сотрудников спецслужб от недобросовестного вовлечения их в дорогостоящие финансовые программы в области инвестиций и страхования. Данный акт обязывает власти штатов разработать и внедрить льготные стандарты для компаний, предлагающих подобные проекты военнослужащим. Одновременно регулирующим структурам предписывается регламентировать порядок продажи услуг по страхованию военнослужащих, повысив уровень их защищенности.
Кроме того, принято решение об увеличении практически втрое размера единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащим при
заключении первого контракта или его продлении. В зависимости от вида ВС, военно-учетной специальности, срока контракта и наличия опыта службы его размер составит от 5 тыс. до 30 тыс. долларов, а для некоторых категорий военнослужащих, имеющих выслугу 20 лет и более, - до 150 тыс.
Министерство обороны США приступило к разработке обновленной программы мер по обеспечению социальной поддержки семей военнослужащих. Предлагается, в частности, поощрять организации, принимающие на работу их жен, в том числе предоставлять им налоговые льготы. При назначении на должности вольнонаемных в системе МО планируется отдавать приоритет членам семей военнослужащих. Помимо этого, в программу закладывается финансовое стимулирование оборонных корпораций, трудоустраивающих жен военнослужащих в первоочередном порядке. Имеется также в виду выделение семьям военных единовременных компенсаций в случае увольнения жен в связи с переездом военнослужащего на период поиска нового места работы.
В рамках программы будет снижена стоимость содержания детей военнослужащих в ведомственных дошкольных заведениях и увеличены сроки их ежедневного пребывания в них. Эта мера призвана обеспечить работающим матерям возможность более гибко планировать свой учебный или производственный график. В случае посещения детьми вневедомственных учреждений родители получают частичную компенсацию затрат.
Для членов семей военнослужащих намечается ввести дополнительные финансовые механизмы, включая льготные кредиты, стимулирующие получение высшего и среднего специального образования. При этом будет расширено сотрудничество с учебными заведениями. Предполагается широко использовать возможности заочного образования с предоставлением субсидий на приобретение ПЭВМ и доступа в Интернет, а также проводить занятия на территории военных городков.
Однако предпринимаемые меры могут привести лишь к временному улучшению ситуации. В условиях мирного времени регламентированная законодательством военная служба по контракту, по мнению потенциальных добровольцев, мало чем отличается от работы в гражданском секторе и рассматривается многими из них лишь как способ получения льгот и привилегий при увольнении в запас. Существенные изменения в условиях прохождения службы, связанные с продолжающимися военными операциями в Ираке и Афганистане, а также довольно высокий уровень потерь в них вызывают недовольство среди военнослужащих и приводят к резкому ухудшению их морально-психологического состояния, о чем свидетельствует заметное падение воинской дисциплины, увеличение количества дезертиров и рост случаев самоубийства среди личного состава передовых группировок ВС США. Существующие уровни денежного довольствия, различных финансовых выплат, компенсаций и льготы не являются достаточными для мотивации участия в боевых действиях. По мнению руководства министерства армии, для окончательного решения проблемы комплектования только резервных компонентов сухопутных войск потребуется не менее семи лет.
Таким образом, система комплектования ВС США в современных условиях уже не способна обеспечить необходимый уровень укомплектованности частей и подразделений личным составом для решения задач, сформулированных в «Национальной военной стратегии США»: защита национальной территории, ведение боевых действий в четырех передовых зонах с целью сдерживания агрессии, создание условий для проведения операций в будущем, а также в случае задействования войск в нескольких конфликтах небольшого масштаба и сохранение способности в короткие сроки нанести поражение противникам в двух совпадающих по времени военных кампаниях.

Зарубежное военное обозрение 2005 №5, С. 9-14

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (11.05.2005) | Автор: Подполковник Л. Ломжев

Просмотров: 2084 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов