search
menu
person

NEWS AND UDATES


О подготовке американской молодёжи к военной службе (2003)

О подготовке американской молодёжи к военной службе

А. Копьёв

Среди факторов, оказывающих влияние на комплектование вооруженных сил США, его качество и в конечном счете на обороноспособность страны, немаловажное значение имеют мероприятия по военно-профессиональной ориентации и подготовке молодежи к военной службе. Судя по высказываниям американских обозревателей, эта работа находится на довольно высоком уровне. В ее проведении участвуют органы исполнительной власти, военное командование, военно-учебные заведения, специалисты по вербовке и профотбору.
Военно-профессиональная ориентация осуществляется с целью вызвать у молодых людей интерес и стремление к овладению основами военной службы, поступлению на военную службу по контракту, либо на военную службу в резерве, получению военной специальности. Конечной целью проводимых мероприятий по военно-профессиональной ориентации молодежи является формирование у нее военно-профессиональных навыков, профессионально значимых в военной области планов и потребности к службе в вооруженных силах. При осуществлении мероприятий в указанных направлениях используются различные средства (телевидение, радио, печать, Интернет) и такие методы, как военно-профессиональная информация, агитация и пропаганда, консультирование. Среди перечисленных средств массовой информации широкое распространение имеют печатные издания (журналы и газеты, брошюры, буклеты и проспекты), в которых публикуются сведения, представляющие интерес для потенциальных кандидатов на военную службу и в резервисты, а также для тех юношей и девушек, которые не задумывались над возможностью стать военнослужащими. В связи с этим рассмотрим содержание одной из брошюр. На первых ее страницах помещены публикации некоторых кадровых военнослужащих, подготовленные в форме рассказа о пройденном пути в армейской жизни и ее привлекательных сторонах. Значительная часть брошюры посвящена ознакомлению читателей с условиями прохождения военной службы, наличием своей специфики в отдельных видах и родах войск ВС, с возможностями, предоставляемыми военнослужащим для досуга и отдыха. В брошюре дана подробная информация о льготах, которыми пользуются военнослужащие в целом и новобранцы в частности. В ней имеется перечень воинских специальностей с их кратким описанием, по которым последние могут пройти военную подготовку. При этом выделяются специальности, схожие с гражданскими профессиями. В брошюре помещена также анкета-вопросник по установленной форме, которую лица, желающие получить дополнительную информацию по вопросам военной службы, должны заполнить и отправить в ближайший вербовочный пункт.
Для молодых людей, которые рассматриваются как потенциальные кандидаты в военнослужащие, разработаны рекомендации по поступлению на военную службу. Некоторые из них приведены ниже.
1. Прежде чем принимать решение о поступлении на военную службу, необходимо как можно тщательнее ознакомиться со всем, что касается армейской жизни. Это особенно важно в случае, если молодые люди намерены сделать военную карьеру. Желательно также посоветоваться с друзьями и родственниками, имеющими опыт военной службы.
2. Целесообразно иметь определенное представление о том, что может дать военная служба и что, в свою очередь, можно ожидать с другой стороны.
3.Необходимо поговорить со специалистом по профотбору, который может определить пригодность к военной службе и объяснить несколько возможных вариантов, а также сообщить, какие в данный момент специальности открыты для военной подготовки. Надо помнить, что обязанность этого специалиста состоит в том, чтобы отобрать подходящих кандидатов на военную службу.
4. Попросить специалиста по профотбору определить степень вероятности быть принятым для прохождения военной подготовки по конкретной специальности или для назначения на выбранную кандидатом должность либо лучше всего пройти экзаменационную проверку для определения суммы баллов, которую кандидат в состоянии набрать. Так как от кандидатов на военную службу требуется, чтобы они прошли процедуру тестирования, то те, кто это сделал раньше, чем принял решение о поступлении на военную службу, имеют следующее преимущество - они могут заблаговременно узнать, насколько высоки их шансы пройти военную подготовку по конкретной специальности. Специалист по профотбору может по своему усмотрению, без каких-либо обязательств,
включить кандидата в план тестирования по методике «Батарея тестов на определение пригодности к военной службе». Многие высшие учебные заведения сами занимаются тестированием студентов,
полагая, что это наиболее легкий способ выявления у них способностей и пригодности к военной службе, а также в связи с тем, что тестирование позволяет лучше определить степень их заинтересованности в военной карьере.
5. Молодые люди, заинтересованные в получении (путем прохождения военной подготовки) профессии, применимой в гражданской сфере, должны учитывать ряд факторов. Прежде всего, следует узнать, насколько хороши перспективы трудоустройства в гражданской сфере по специальности, родственной той военной специальности, которая их интересует. Во-вторых, необходимо ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к схожей гражданской специальности. Поскольку по многим должностям предоставление работы обусловливается наличием сертификата, лицензии, минимального уровня образования, то очень важно определить, является ли военная подготовка достаточной для назначения на равнозначную гражданскую должность. Если она окажется недостаточной, надо узнать, какой дополнительный курс обучения необходимо будет пройти.
6. При заключении контракта на военную службу надо внимательно ознакомиться с пунктами, касающимися размера денежного содержания, надбавок к должностному окладу, срока службы, который может быть различным (согласно большинству программ службы в регулярных войсках, он составляет от трех до шести лет, однако имеются программы двухлетнего срока службы). В контракте следует оговорить также другие условия, в частности тип военной подготовки и повышение профессионального уровня, оказание медицинских услуг, предоставление льгот и т. д.
7. Необходимо иметь в виду, что в войсках действует программа отсрочки прохождения военной службы, на основании которой новобранцу разрешается исполнение этой обязанности отложить на один год. Он может быть завербован в период учебы в институте или университете на последних курсах и начать военную службу после завершения учебы. Некоторые новобранцы пользуются положениями указанной программы ввиду отсутствия в данный момент возможности пройти тот вид подготовки, который они предпочитают, либо в силу того, что им необходимо время для решения своих личных проблем. При этом понимается, что такая возможность будет предоставлена не позднее чем через год.
Подготовкой юношей и девушек к военной службе занимаются, в частности, служба Гражданский воздушный патруль (ГВП), морской кадетский корпус, корпус подготовки офицерского резерва. В сухопутных войсках (СВ) имеется специальное командование, которое занимается вопросами, связанными как с подготовкой военнослужащих по конкретным военным специальностям, так и с подготовкой учащейся молодежи к военной службе - Командование учебное и научных исследований по строительству СВ (TRADOC).
В функции TRADOC входит выполнение четырех основных задач: наблюдение
за ходом комплектования войск квалифицированным, военно-обученным личным составом; совершенствование действующих нормативных правовых документов по вопросам военной подготовки и повышения военной квалификации; оказание военным учебным заведениям содействия в организации учебного процесса; принятие мер по обеспечению войск материально-техническими средствами, необходимыми в работе по подготовке молодежи к военной службе и квалифицированных кадров военнослужащих.
По программам командования ежегодно начальную военную подготовку проходят около 200 тыс. юношей и девушек, что позволяет рассматривать их как потенциальных кандидатов для службы солдатами в регулярных войсках либо в резерве. Программы составлены с учетом уровня полученного ими образования. TRADOC направляет работу кадетских училищ и оказывает им помощь в организации учебного процесса, поддерживает контакты с учебными заведениями, имеющими программы подготовки юношей и девушек к военной службе в резерве. При его содействии в 2001 году командование кадетских школ наметило план мероприятий, которым, в частности, предусматривается: внедрение процесса более строгого отбора кандидатов; пересмотр маркетинговой системы управления; усиление мер, направленных на привлечение к военной службе лучших кадетов и закрепление их в армии; улучшение построения программ подготовки солдат и повышения квалификации командиров.
При участии упомянутого командования с целью подготовки хорошо адаптирующихся к меняющейся обстановке офицеров претерпела изменения система обучения курсантов военных училищ. Подготовленные программы очного и заочного обучения стали пользоваться спросом со стороны учебно-тренировочных центров, поскольку они заинтересованы в конструктивной военной подготовке, повышении профессионализма командиров, их умении вести военные операции во взаимодействии с другими подразделениями. В связи с этим следует отметить инициативу командования по созданию школы совместной подготовки молодежи к военной службе в боевых и обеспечивающих подразделениях с применением заочной формы обучения и привлечением к обучению офицеров запаса. Эта форма обучения заменила ранее действовавший порядок, в соответствии с которым был установлен двухмесячный срок подготовки в выходные дни, на 130-часовую программу обучения. При этом сохранена продолжительность учебно-тренировочных занятий - две недели в год. Примечательно, что благодаря компьютеризированной системе обучения курсанты могут самостоятельно изучать учебные дисциплины, а инструкторы и преподаватели - лучше планировать свою работу и тратить меньше времени на поездки в школу для проведения занятий.
В целях приведения системы подготовки к единым требованиям TRADOC предложило упомянутым школам внести изменения в содержание многих учебных дисциплин. Военным училищам и учебным воинским частям на договорной основе оказывается помощь в подборе гражданских специалистов и офицеров запаса для ведения работы в качестве преподавателей и инструкторов. Командование контролирует процедуру отбора кандидатов, в результате которой выносится заключение об их пригодности к преподавательской деятельности.
Для многих американских юношей и девушек определенный интерес представляет учеба в службе ГВП и морском кадетском корпусе, которые представляют собой училища, призванные заниматься обучением юношей и девушек основам военной службы. На учебу принимаются лица в возрасте до 18 лет, являющиеся гражданами США и обучающиеся в общеобразовательной школе или колледже либо высшем учебном заведении. Поступившие в школу ГВП рассматриваются как потенциальные кандидаты на военную службу в воинских частях ВВС, а учащиеся морского кадетского корпуса - как потенциальные кандидаты на военную службу на боевых кораблях либо в морской пехоте.
Обучение ведется по специальным программам. Так, учащиеся школ ГВП за время учебы знакомятся с основами военной службы в воинских частях военно-воздушных сил, проходят строевую и физическую подготовку, изучают способы проведения поисково-спасательных работ, оказания первой помощи пострадавшим, изучают радиосвязь, фотодело, астрономию и другие предметы. Значительная часть времени отводится участию в мероприятиях, организуемых совместно с командованием ВВС. Это посещение учебно-тренировочных полигонов, летних военных лагерей, участие в авиаполетах под наблюдением инструкторов, в соревнованиях между школами воздушно-патрульной службы и соревнованиях в составе национальной сборной команды кадетов воздушно-патрульной службы, а также оказание местным властям помощи в проведении организуемых ими мероприятий.
Что касается морского кадетского корпуса, то его учебная программа имеет свою специфику. В частности, она предусматривает обучение в три этапа. Успешно завершившим первоначальную двухнедельную подготовку рекомендуется прохождение следующей, более сложной фазы обучения. По ее завершении проводится отбор для третьего этапа обучения.
Со стороны государственных структур и общественных организаций указанным кадетским училищам оказывается финансовая и материальная поддержка. Например, морской кадетский корпус получает помощь от командования ВМС, службы береговой охраны, ассоциации резервистов, американского легиона и других военных структур в комплектовании инструкторско-преподавательским составом, в обеспечении учебниками и учебно-тренировочным снаряжением, обмундированием, в получении услуг по постановке судов к причалу и т. д. Стимулом для поступления в кадетские училища являются меры, направленные на повышение заинтересованности в поступлении на службу в регулярные войска. В частности, новобранцам предоставляются следующие права и возможности:
- выбор срока службы с учетом того, что минимальный срок составляет два года;
- выбор военно-учетной специальности, по которой они обязуются пройти военную подготовку;
- выбор места прохождения военной службы;
- возможность продолжать учебу в гражданских учебных заведениях;
- выбор, сверх нормативной подготовки, той учебной программы, которая их больше всего интересует.
Кроме того, им оказывается помощь в оплате за обучение в колледже или лицее во внеслужебное время, размер которой доходит до 75 проц. ставки, установленной этими учебными заведениями. Студентам, подписавшим контракт о прохождении военной службы, разрешается завершить учебу, а затем начать выполнение условий контракта. Выпускникам школы воздушно-патрульной службы, успешно освоившим учебную программу, предоставляются льготные условия для поступления в военно-воздушную академию, оказывается содействие в выборе специальности при поступлении на службу в войска ВВС и национальную воздушную охрану.
На молодых людей, стоящих перед выбором профессии, могут оказывать влияние и другие факторы. Так, новобранцам, которые согласны пройти обучение военным специальностям, пользующимся большим спросом в армии, предлагается особая программа двухлетней технической подготовки. По ее завершении они назначаются на соответствующую должность с присвоением более высокого воинского звания и установлением более высокого оклада денежного содержания. Большая часть (около 75 проц.) военно-учетных специальностей из числа предлагаемых для овладения новобранцам аналогична гражданским профессиям.
Американская молодежь по существу является одним из основных источников комплектования резерва СВ, для чего были созданы и функционируют курсы вневойсковой подготовки офицеров (ROTC). Отбор для зачисления в эту организацию производится из числа студентов высших учебных заведений и колледжей в возрасте от 17 лет до 21 года. Для этого они должны: набрать необходимую сумму баллов при прохождения тестирования на предмет выявления имеющихся способностей; получить отзыв о себе от трех преподавателей и подтвердить факт активного участия в дополнительных занятиях в учебных заведениях, в которых они проходят обучение, а также иметь отзыв об активном участии в спортивных мероприятиях; пройти собеседование; представить положительные результаты проверки физической подготовленности. По завершении профессионального отбора и при принятии решения о зачислении на курсы ROTC подписывается контракт, которым предусматривается обязанность находиться на службе в резерве СВ в течение восьми лет. При соблюдении определенных требований допускается возможность службы также в регулярных СВ или национальной гвардии. В этом случае общий срок службы должен быть также восемь лет. Примечательно, что в контракте предусматривается обязательство резервиста вернуть денежные средства, полученные в качестве финансовой помощи, в случае нарушения условий контракта.
Подготовка резерва ведется на основе нескольких учебных программ: четырехлетней, предназначенной для выпускников высших учебных заведений, программы подготовки медицинских работников, предлагаемой для студентов колледжей и программы подготовки, проводимой в военно-учебных лагерях.
При выполнении определенных требований обучающимся по четырехлетней программе ежегодно выплачивалось до 12,8 тыс. долларов. Причем сохраняются выплаты стипендии и помощь в денежной форме, оказываемая в связи с учебой. Среди курсантов регулярно проводятся конкурсы, победителям которых ежемесячно выплачивается премия в течение десяти месяцев (ее размер зависит от срока обучения). Тем, кто проходит подготовку по специальностям, относящимся к медицинским, инженерно-техническим и техническим работникам, назначается повышенная стипендия, поскольку такие специалисты пользуются большим спросом в армии.
По завершении подготовки по четырехлетней программе курсанты при их согласии могут быть приняты на военную службу с присвоением воинского звания лейтенант и установлением оклада денежного содержания, который по мере повышения воинского звания (капитан после шести лет службы) увеличивается и доходит до 44 тыс. долларов в год.
Многие юноши и девушки, заинтересованные в службе в качестве резервистов или в национальной гвардии на должностях рядового или сержантского состава, не прерывая учебу в гражданских учебных заведениях, соглашаются ежегодно (два дня каждый месяц, как правило, в выходные дни и еще две недели в течение года) проходить курс подготовки. При этом им оказывается материальная поддержка. Так, за выполнение служебных обязанностей в выходные дни они получают по 90 долларов. Резервистам после окончания высшего учебного заведения для оплаты за обучение в нем выплачивается единовременное пособие (его размер доходил до 5 040 долларов, а в случае успешного несения службы оно увеличивалось до 10 тыс.). Резервисты, которые несут службу по специальностям, пользующимся наименьшим спросом, для оплаты за обучение в гражданском учебном заведении получали до 20 тыс. долларов. Тем, кто имеет диплом об окончании высшего учебного заведения, кроме того, выплачивается еще и премия, размер которой зависит от военно-учетной специальности.
Можно ли считать, что работа по военно-профессиональной ориентации и подготовке американской молодежи к военной службе достигла своего совершенства и не требует поиска новых путей, разработки дополнительных мер, необходимых для обеспечения комплектования войск в соответствии с возрастающими требованиями в отношении общеобразовательной, профессиональной и физической подготовки юношей и девушек, поступающих на военную службу? Судя по комментариям, появившимся в американской печати в августе 2002 года в связи с завершением подготовки доклада по вопросу о молодежи и военной службе, который был выпущен комитетом по делам молодежи и комплектования войск США, ответ на этот вопрос не может быть однозначным.
В докладе, с одной стороны, прогнозируется стабильность проявления молодыми людьми интереса к военной службе в ближайшей и отдаленной перспективе, но при этом отмечается, что, несмотря на ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране, не ожидается усиления у них стремления к получению военной подготовки и военной специальности. С другой стороны, обращается внимание на необходимость повышения уровня военной подготовки и профессионализма молодого пополнения. С этой целью в докладе предлагается, в частности:
- более глубоко и всесторонне подвергать анализу причины, под влиянием которых молодые военнослужащие предпочитают досрочно увольняться из армии;
- предоставлять им больше возможностей для продолжения учебы в средних общеобразовательных и специальных, а также в высших учебных заведениях в период прохождения военной службы
по контракту;
- использовать рекламу как средство поддержания на стабильном уровне заинтересованности молодых людей в военной службе, направлять информационно-рекламную работу таким образом, чтобы при ее проведении полнее и масштабнее раскрывались преимущества военной
службы, предоставляемые новобранцам льготы и выгоды, которые могут быть получены в результате поступления на военную службу по контракту;
- качественно улучшить работу по под бору кандидатов на замещение должностей специалистов по профотбору и подготовке к военной службе.

"Зарубежное военное обозрение" 2003 №7 С.22-26

Смотрите также
Категория: Личный состав | Добавил: pentagonus (12.07.2003) | Автор: А. Копьёв
Просмотров: 4621 | Теги: А. Копьёв, комплектование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar