Обзор ядерной стратегии США и основные направления строительства и развития стратегических наступательных силГенерал-майор М. Вильданов, подполковник А. Кузнецов В феврале 2018 года в США опубликован доклад "Обзор ядерной политики" (Nuclear Posture Review) - далее обзор. Анализ документа свидетельствует о возрастании роли, места и значимости ядерного оружия (ЯО) в обеспечении национальной безопасности страны и ее союзников. Особое внимание уделено оценке современного состояния стратегических наступательных сил (СНС), основных направлений их строительства и развития, а также модернизации существующих и разработке перспективных видов стратегических наступательных вооружений (СНВ). Сформулирован уточненный перечень оперативных и стратегических критериев для стратегической триады, системы боевого управления войсками (силами) и ядерным оружием. Рассмотрены проблемы, касающиеся инфраструктуры ядерного оружейного комплекса, борьбы с ядерным терроризмом, неконтролируемого распространения ЯО и контроля за сокращением СНВ. В документе содержится главный вывод: "Ядерное оружие играет и будет продолжать играть решающую роль в сдерживании ядерного нападения и в предотвращении широкомасштабных войн обычными средствами между государствами, обладающими им. Ядерные силы являются основным средством сдерживания агрессии и сохранения мира". При этом ключевая цель ядерной политики Вашингтона - убедить потенциальных противников в том, что применение ими ЯО не приведет к ожидаемому результату, а его ограниченное использование будет иметь для агрессора более катастрофические последствия. В обзоре основным потенциальным противником США названа Российская Федерация. Подчеркнуто, что возрастание роли ядерного потенциала РФ в ее военной политике, реализация масштабных программ модернизации стратегических ядерных сил, так называемые нарушения Договора по РСМД, обладание значительным арсеналом тактического ядерного оружия (ТЯО), - все это свидетельствует об отказе России поддержать усилия Вашингтона по уменьшению значимости ЯО. Москва угрожает и проводит стратегические учения по ограниченному упреждающему применению ядерного оружия, опираясь на ошибочное мнение о том, что шантаж ядерным ударом или ограниченное использование такого оружия в начале конфликта смогут парализовать США и НАТО и тем самым завершить боевые действия на выгодных для России условиях. Ряд американских экспертов рассматривают это как российскую доктрину "эскалации для деэскалации". Деэскалация, по их мнению, не приведет к капитуляции Вашингтона. Эффективное сдерживание российского ядерного и неядерного удара стратегическими наступательными силами страны требует, по их мнению, разуверения Москвы в ложном представлении о последствиях применения против Соединенных Штатов ЯО первыми как в региональном, так и глобальном масштабе. В документе отмечено, что ЯО и СНС страны "как никакое другое средство способствуют сдерживанию агрессии с применением ядерного и обычного оружия. Они играют и будут продолжать играть решающую роль в обозримом будущем в сдерживании ядерного нападения, а также в предотвращении широкомасштабных войн обычными средствами между государствами, обладающими таким оружием". Ключевым положением документа следует считать условия применения ядерного и неядерного оружия. Потенциальных противников призывают осознать, что при любых возникающих угрозах и в любых ситуациях Вашингтон способен их идентифицировать и привлечь к ответственности, отразить любое нападение с применением подобного оружия, а также что любая ядерная эскалация не позволит противникам достичь своих целей, но обернется для них неприемлемым ущербом. Будут приниматься меры, чтобы потенциальные противники полностью осознавали последствия нанесения первыми ядерного удара - в масштабах региона или непосредственно против США. По мнению американского руководства, они должны понимать, что нельзя получить какие-либо преимущества в результате агрессии с применением обычных вооружений или ограниченной по масштабам ядерной эскалации. Возможность подобных заблуждений должна быть исключена. Соединенные Штаты рассматривают вероятность применения ЯО только в крайних обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов государства, перечень которых не приводится. Если сдерживание не принесет желаемых результатов, то завершение любого конфликта планируется с минимально возможными потерями и максимальными выгодами для Соединенных Штатов, их союзников и партнеров. В случае крайних обстоятельств возможно масштабное нападение с применением неядерных средств, что в соответствии с документом включает в себя (но не ограничивается этим) нападения на гражданское население или инфраструктуру США, союзников либо партнеров, на американские или союзнические ядерные силы, систему управления ими, а также на системы контроля космического пространства, противовоздушной обороны и предупреждения о ракетно-ядерном ударе (РЯУ). Руководство США будет придерживаться оптимизированного (с учетом конкретных задач), гибкого эффективного сдерживания исходя из возможностей противника, характера угроз и конкретной обстановки. Такая стратегия сдерживания, заблаговременно доведенная до различных потенциальных противников, даст понять, что связанные с их действиями риски и последствия станут для них неприемлемыми. В обзоре подчеркнуто, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с применением ядерного оружия при участии США является незначительной. При этом Соединенные Штаты не планируют применения ЯО против безъядерных стран, являющихся участниками ДНЯО и строго выполняющих свои обязательства. Заявлено также о необходимости дальнейшего наращивания оперативного и военно-технического сотрудничества с ядерными союзниками - Великобританией и Францией. Будет сохранено американское ТЯО на территории ряда стран НАТО. Подтверждено формирование перспективных СНС, представляющих собой оперативное и организационно-техническое объединение стратегических наступательных и стратегических оборонительных сил, а также инфраструктуры военно-промышленного комплекса США. Основой такого объединения является единая система разведки, оперативного планирования, боевого управления и связи в рамках объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США Состав ударных средств СНС будет включать стратегические наступательные вооружения, тактическое ядерное оружие, крылатые ракеты большой дальности, гиперзвуковое оружие (ГЗО) и оружие на новых физических принципах (ОНФП). При этом выполнение задачи поражения части стратегических и критически важных объектов вероятного противника намечается возложить на стратегическое неядерное оружие. Вместе с тем при осложнении военно-политической и стратегической обстановки, угрожающей интересам национальной безопасности Соединенных Штатов и их союзников, планируется оперативное наращивание боевых возможностей СНС благодаря использованию "значительного количества неразвернутых ядерных боезарядов". В настоящее время СНС США включают стратегические ракетные силы наземного базирования (силы МБР), стратегические силы морского базирования (силы ПЛАРБ) и стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА). Боевые возможности каждого компонента характеризуются следующими особенностями. Силы МБР готовы к выполнению боевых задач, обладают высокой живучестью, автономностью и точностью поражения объектов. Силам ПЛАРБ отводится важная роль в нанесении ответного удара, присуща высокая живучесть и скрытность действий. СБА вносит основной вклад в выполнение задач деэскалации военных конфликтов, является гибким средством глобального и регионального сдерживания, применяется в различных видах войн и конфликтов. Согласно информации госдепа страны, полученной в рамках обмена данными по СНВ между РФ и США, в американских стратегических наступательных силах по состоянию на 5 февраля 2018 года находятся 652 развернутых носителя ядерных вооружений - межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и баллистических ракет на ПЛАРБ, и 1 350 боезарядов на них. Таким образом, по утверждению Белого дома, положения Договора о СНВ по выходу на 5 февраля 2018 года на заявленные уровни сокращения этих вооружений выполнены. Одновременно в обзоре подтверждены следующие направления строительства и развития СНС США. Как уже отмечалось, сформулированы следующие уточненные критерии стратегической триады: Вместе с эффективной системой управления все эти качества позволяют выполнять четыре основные функции: живучесть и оперативная готовность к упреждению действий противника; демонстрация решимости через развертывание сил и гибкость ответных действий; гарантированность ответных действий США в различных условиях обстановки с применением широкого спектра сил и средств; минимизация риска технического сбоя или прорыва противника с обеспечением возможности адаптации к изменениям обстановки. Современное состояние и ход реализации планов строительства и развития СНС США зависят от следующих их компонентов*. Стратегические ракетные силы наземного базирования. Включают 450 МБР типа "Минитмен-3" в моноблочном оснащении. Для выполнения условий Договора СНВ при снятии с ракет двух боеголовок платформы головных частей были сохранены, что обеспечивает наращивание боевых возможностей СНС при возникновении чрезвычайных обстоятельств. По мнению зарубежных экспертов, наличие моноблочных МБР является одним из факторов повышения стабильности и предотвращения внезапного РЯУ по США. По оценке зарубежных специалистов, наиболее вероятным представляется вариант создания МБР на основе новых ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), разрабатываемых в настоящее время в рамках программы ПАП (PAP - Propulsion Application Program) и выполненных в диаметре МБР "Минитмен-3". Силы ПЛАРБ. В боевом составе ВМС США имеется 14 ПЛАРБ типа "Огайо". При этом боеготовые силы насчитывают 11 ПЛАРБ (по 20 БРПЛ "Трайдент-2", всего 220 ПУ), шесть из которых постоянно находятся на боевом патрулировании. Важно подчеркнуть, что американские военно-морские силы не выполнили положения Договора о СНВ по ликвидации двух ПЛАРБ типа "Огайо", как это было определено в ядерной доктрине 2010 года. Переоборудование четырех пусковых шахт на каждой из 14 таких лодок в состояние "невозможности проведения пуска БРГШ" проведено формально, что обеспечивает оперативное восстановление боевой готовности с загрузкой ракет, которые находятся на военно-морских базах. Эта процедура не была согласована с российской стороной, а предъявляемые РФ претензии остаются без внимания. Силы ПЛАРБ вносят основной вклад в выполнение боевых задач в ответном РЯУ и отличаются высокой живучестью, автономностью и скрытностью действий. Высокая точность БРПЛ "Трайдент-2" обеспечивает эффективное поражение малоразмерных высокозащищенных целей. Планами строительства и развития ВМС США предусматривается сохранить в ближайшие 30 лет в боевом составе 14 ПЛАРБ типа "Огайо". Для поддержания их боевых возможностей на требуемом уровне выполняется комплекс программ по продлению эксплуатационного ресурса, повышению скрытности и живучести функционирования подводных лодок. Для существующих ПЛАРБ разрабатываются: система автоматического измерения и прогнозирования уровней собственных шумов лодок; средства предупреждения о применении противником лазерных систем обнаружения ПЛАРБ; меры по снижению неакустических сигнатур лодок; средства акустического противодействия ПЛАРБ; гидроакустическая система разведки; меры по увеличению дальности обнаружения, классификации и определения дистанции до цели акустическими средствами ПЛАРБ; системы боевого управления и связи, позволяющие повысить надежность, скрытность, помехозащищенность связи, совместимость существующих и перспективных систем и другие. Вместе с принятием решения о продлении срока эксплуатации ПЛАРБ типа "Огайо" реализуется комплекс мероприятий по увеличению срока эксплуатации ракетного комплекса "Трайдент-2" как минимум до 2042 года. Ежегодно выделяется до 1,4 млрд долларов, предназначенных для закупки новых ракет и модернизации имеющихся, а также для проведения НИОКР. Так, происходит замена маршевых двигателей и газогенераторов автономных блоков разведения. Завершена модернизация системы управления ракеты с проверкой правильности технических решений в ходе контрольно-боевых пусков БРПЛ. В соответствии с планами совершенствования ядерного арсенала США осуществляется переоборудование боеголовок Мк 4 в модификацию Мк 4А. В боеголовках Мк 5 для повышения их надежности и безопасности заменяются ключевые неядерные компоненты. Одновременно ведутся работы по созданию ПЛАРБ нового поколения типа "Колумбия" с дальнейшим вводом их в боевой состав ВМС США в период с 2030 по 2042 год. Предусматривается строительство 12 ПЛАРБ с сохранением их в боевом составе ВМС США до 2083 года. В тактико-техническом задании сформулированы повышенные требования по реализации высокотехнологичных конструкторских решений, отличающихся значительным инновационным потенциалом в части, касающейся ядерных энергетических установок и других важнейших систем ПЛАРБ. В состав главной энергетической установки (ГЭУ) намечается включить ядерный реактор с увеличенным до 42 лет эксплуатационным ресурсом. Таким образом, практически исключается вывод ПЛАРБ из эксплуатации на продолжительный срок (до двух лет) для текущего ремонта и перезарядки реактора. В связи с этим эффективное боевое патрулирование может быть обеспечено сокращенным с 14 до 12 единиц количеством лодок. ВМС США принимают все меры для создания ПЛАРБ типа "Колумбия" в установленные сроки, при этом ПЛАРБ типа "Огайо" будут поддерживаться в боеготовом состоянии до момента снятия их с вооружения. Особое внимание уделяется формированию научно-технического задела в интересах разработки перспективной БРПЛ в составе нового ракетного комплекса для ПЛАРБ "Колумбия". Так, в обзоре подчеркнуто: "ВМС США начнут исследования в 2020 году для определения рентабельности, надежности и эффективности БРПЛ, которую мы можем развернуть на протяжении всего срока эксплуатации ПЛАРБ типа "Колумбия". Основные характеристики новой ракеты должны соответствовать следующим требованиям: повышенный коэффициент энергомассового совершенства; разработка платформы головной части для установки 8-12 боеголовок, в том числе в неядерном оснащении; повышенная точность для поражения высокозащищенных и малоразмерных стратегических объектов противника за счет применения аппаратуры системы "Навстар"; частичная унификация элементов БРПЛ и перспективной МБР наземного базирования; обеспечение ракеты эффективными средствами противодействия ПРО вероятного противника; высокая надежность и низкая эксплуатационная стоимость ракетного комплекса. В стратегической бомбардировочной авиации реализуется комплекс программ по модернизации бомбардировщиков В-2А, В-1В и В-52Н, оснащению их новыми крылатыми ракетами, управляемыми авиационными бомбами и кассетами, а также по интеграции этих самолетов в многофункциональную систему передачи данных "Линк-16". Предполагается, что существующий парк стратегических бомбардировщиков будет поддерживаться до 2040 года. Одновременно разрабатывается стратегический бомбардировщик нового поколения, получивший наименование В-21 "Рейдер", который планируется принять на вооружение СНС США в период с 2025 по 2030 год. Перспективный бомбардировщик создается по технологии "стелт" с возможностью нанесения авиационных ударов с передовых авиабаз по объектам противника на удаленных ТВД. Его массогабаритные показатели по сравнению с В-2А предусматривается уменьшить в 2-3 раза. Бомбардировщик будет рассчитан на оснащение ядерным оружием, современными высокоточными средствами "воздух -земля" в неядерном оснащении и малогабаритными боеприпасами. Закупочная стоимость одного самолета не должна превышать 550 млн долларов (без учета НИОКР). Ведется разработка перспективной крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой дальности LRSO (Long Range Standoff), принятие на вооружение которой запланировано на середину 2020 года. К 2030-му она должна заменить существующие КРВБ AGM-86B и -129А. По имеющейся информации, ракеты LRSO предполагается производить в ядерном или неядерном оснащении с использованием технологии "стелт". В обзоре подчеркнуто, что любые задержки в реализации программы замены ПЛАРБ и БРПЛ могут снизить живучесть и гибкость стратегических ядерных сил, что поставит под сомнение способность США поддерживать паритет с СЯС ВС РФ на уровне действующего Договора о СНВ. Несвоевременная реализация программы разработки перспективной МБР GBSD с учетом истечения срока эксплуатации МБР "Минитмен-3" создаст противнику благоприятные условия для поражения объектов американских СНС в первом РЯУ. Задержки с реализацией программы разработки и принятия на вооружение перспективных бомбардировщиков В-21 новой крылатой ракеты снизят возможности по преодолению системы ПВО противника. С целью совершенствования инфраструктуры, необходимой для изготовления ядерного оружия, планируется создать производственные мощности, позволяющие быстро начать выпуск дополнительных ядерных вооружений, требующихся для реагирования на изменения геополитической обстановки. В ВС США продолжаются исследования по созданию гиперзвуковых средств доставки боевой нагрузки (ГСДБН) - проникающих перед взрывом в грунт боеприпасов и кинетических поражающих элементов. В рамках проекта "Перспективное гиперзвуковое оружие" (AHW -Advanced Hypersonic Weapon) отрабатывается аэродинамическая схема ГСДБН на основе конусов, реализованная в летательном аппарате HGB (Hypersonic Glide Body). В настоящее время эта программа является приоритетной. Всего было произведено три пуска ГСДБН. Очередной запланирован на 2019 год. По результатам испытаний Пентагон в срок до 30 сентября 2020-го планирует подготовить доклад конгрессу с предложениями о начале разработки конкретной системы ГЗО. В качестве возможных средств выведения ГСДБН на траекторию полета в США рассматривается широкий спектр баллистических ракет наземного и морского базирования, а также ракет-носителей. В процессе их разработки американские специалисты сталкиваются с рядом научно-технических проблем, в связи с чем принятие на вооружение баллистических ракет, оснащенных ГСДБН, ожидается не ранее 2025 года. В ВМС США на базе боеголовок Мк 4 БРПЛ "Трайдент-2" создана и испытана высокоточная управляемая неядерная боеголовка. В настоящее время финансирование этих работ прекращено, поскольку не удается разработать способы идентификации стартов неядерных БРПЛ, что может привести к ядерным инцидентам с Россией и Китаем. Тем не менее некоторые отработанные технические решения были применены в ГСДБН. В случае принятия руководством США соответствующих решений высокоточные управляемые боеголовки могут быть развернуты на БРПЛ "Трай-дент-2" в течение трех лет. В обзоре предусмотрено наращивание сотрудничества руководства США и НАТО в следующих целях: повышения готовности и живучести оборонного потенциала альянса, совершенствования их операционной эффективности, с учетом ядерных и неядерных возможностей России; содействия максимально широкому участию союзников в распределении затрат на наращивание оборонных возможностей, поддержку ядерных сил и инфраструктуры; модернизации или продления срока службы устаревших авиационных систем и систем вооружений; повышения реалистичности программ обучения и тренировок личного состава; обеспечения модернизации системы управления НАТО в интересах совершенствования взаимодействия во время ядерных операций; повышения ее живучести, устойчивости и гибкости в чрезвычайных условиях. Подчеркивается, что США предоставят свои стратегические ядерные силы и передадут ядерное оружие, развернутое в Европе, для защиты стран альянса. Совместно с СЯС Великобритании и Франции, а также с соглашениями о распределении затрат между союзниками силы ядерного сдерживания альянса обеспечат устрашение противников и оборону НАТО. В обзоре также подтверждено намерение обеспечить хранение и развитие тактического ядерного оружия США в Европе. Вместо ядерных авиабомб типа В61-3, -4 и -7 предусматривается принятие на вооружение модернизированных ядерных авиабомб типа В61-12 для оснащения ими многоцелевых истребителей F-35A "Лайтнинг-2" и перспективных стратегических бомбардировщиков В-21 "Рейдер". Таким образом, анализ обзора показывает, что стратегические наступательные силы США являются ключевым средствам ядерного сдерживания вероятных противников. Для поддержания боевой готовности, строительства и развития СНС реализуется комплекс программ по модернизации существующих и принятию на вооружение новых СНВ, что обеспечивается устойчивым и достаточным финансированием. Ожидается, что в течение 10 лет на модернизацию американских ядерных сил потребуется направить не менее 400 млрд долларов. * См. Woolf A.F. Specialist in Nuclear Weapons Policy, U.S. Strategic Nuclear Forces: Background, Developments, and Issues. 2017. February 10. Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 14554 | | |
Всего комментариев: 0 | |