США продолжают нарушать договор о РСМДГенерал-майор М. Вильданов, Договор о ликвидации ракет средев и меньшей дальности (Договор о РСМД) был подписан прении СССР и США в Вашингтоне 8 декабря 1987 года и вступил в силу 1 июня 1988-го. К1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типов "Пионер", Р-12 и Р-14, крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55, а также БР меньшей дальности - ОТР-22 и ОТР-23 ("Ока"). В Соединенных Штатах предусматривалось ликвидировать БРСД "Першинг-2", КРНБ BGM-109G, а также ракеты меньшей дальности "Першинг-1А". В результате реализации Договора о РСМД к 1 июня 1991 года на территории России и бывших республик СССР было уничтожено 1 846 ракет, 825 пусковых установок (ПУ), 812 корпусов головных частей (ГЧ), а в США - 846 ракет, 289 ПУ и 442 корпуса ГЧ. По заявлению заместителя Министра обороны РФ А. И. Антонова, "мы ликвидировали значительно большее количество ракет и пусковых установок, чем США. Ликвидированы были также районы развертывания ракет, ракетные операционные базы и ракетные вспомогательные объекты"1. В настоящее время бессрочный Договор о РСМД в условиях обострившейся военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире стал серьезным препятствием в сфере обеспечения национальной безопасности. Результаты анализа информационных материалов показывают, что Вашингтон в целях обеспечения военно-технического превосходства в области стратегических наступательных вооружений (СНВ) нарушает основные положения Договора о РСМД. Игнорируется озабоченность военно-политического руководства (ВПР) РФ о необходимости неукоснительного выполнения обязательств по этому документу, известны противоположные заявления представителей Белого дома о возможности выхода США из Договора. Кроме того, по результатам анализа информационных материалов обозначилась и четвертая группа нарушений Договора о РСМД, связанная с реализацией американским руководством концепции "глобального удара" и разработкой ракет средней дальности для вывода гиперзвуковых средств вооружений (ГЗСВ). В связи с этим представляется целесообразным провести предметный анализ нарушений США ключевых положений Договора о РСМД2. Так, в п. 5 ст. II определено, что "термин "ракета средней дальности" означает БРНБ или КРНБ, дальность которой превышает 1000 км, но не превышает 5 500 км". п. 6 этой же главы определяет, что "термин ракета меньшей дальности" означает БРНБ или КРНБ, дальность которой равна или превышает 500 км, но не превышает 1000 км". Ст. VI регламентирует, что ни одна из Сторон а) не производит никаких ракет средней дальности, не проводит их летные испытания, не производит никаких ступеней и никаких пусковых установок таких ракет". В нарушение данных статей на базе ступеней МБР "Минитмэн-2", БРПЛ "Посейдон" и "Трайдент-1" американцы изготавливают ракеты-мишени (РМ) средней дальности (типа HERA, LRALT, MRT, LV-2, "Минотавр" и др.), которые используются при отработке противоракетных перехватов. В целом в США разработано и протестировано более десяти моделей РМ различных модификаций. Однако по прямому назначению, то есть в качестве мишеней, использовалась лишь часть из них, а во многих случаях ракеты-перехватчики даже не запускались. Это дает основание предположить, что под видом испытаний средств ПРО могут отрабатываться практические аспекты, связанные с производством и боевым применением баллистических ракет средней дальности. То есть на внешне законных основаниях проводятся запрещенные испытания. Вполне уместно привести следующее заявление генерального конструктора уникальных ракетных комплексов академика Ю. С. Соломонова: "Несмотря на то что теоретически ракета-мишень является ракетой класса "земля - воздух", доработать ее до класса "земля - земля" не проблема, потому что после активного участка долететь по баллистической траектории до земли не составит труда". Безусловно, заявления ученого справедливы также в отношении трехступенчатой противоракеты ГБИ (GBI -Ground-Based Interceptor), которая после соответствующих доработок может быть трансформирована в межконтинентальную баллистическую ракету с созданием соответствующей инфраструктуры. Как известно, данные ПР развернуты в количестве 30 единиц (26 - в Форт-Грили, штат Аляска, и четыре - на АвБ Ванденберг, Калифорния). Кроме того, американцы подбирают место для размещения третьего позиционного района и планируют наращивание группировки противоракет этого типа. Как считают западные специалисты, проведение испытательных пусков противоракет ГБИ для перехвата РМ средней дальности LV-2 является нарушением Договора о РСМД и может привести к ядерным инцидентам с РФ и КНР, так как отличить в полете атакующую МБР и противоракету ГБИ достаточно сложно3. При этом уведомления о пусках противоракет ГБИ применительно к "Соглашению между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок от 31 мая 1988 года" не представляются. Вторая группа нарушений Договора о РСМД. Вашингтон в декабре 2015 года объявил о достижении начальной оперативной готовности ПРК "Иджис Эпюр", развернутого в Девеселу (Румыния). В состав данного комплекса входят универсальные пусковые установки Мк 41, которые используются на кораблях ВМС США для пуска ракет-перехватчиков и Согласно планам создания европейского сегмента глобальной системы аналогичный ПРК будет развернут к 2019 году в Польше. Таким образом, развертывание ПУ Мк 41 на земле будут означать грубое нарушение Договора. Более того, не представляет серьезных технических проблем решение задачи оперативного наращивания количества таких установок, их территориальное рассредоточение и интеграция в действующую систему боевого управления. Третья группа нарушений американцами Договора о РСМД связана с разработкой и применением ударных БЛА, которые подпадают под определение крылатых ракет наземного базирования (п. 1 ст. VI)4. Следует подчеркнуть, что тема ударных БЛА получила неожиданное развитие. Анализ содержания этой статьи потребовал поиска ответов на следующие вопросы: относится ли крылатая ракета к средствам наземного базирования; является ли она средством доставки оружия; способна ли КР действовать в пределах запрещенной Договором дальности - от 500 до 5 500 км. Результаты анализа показывают, что ударные БЛА полностью соответствуют указанным критериям. Советская (российская) сторона еще в 1990-х годах выражала озабоченность правомочностью разработки боевых БЛА в США, что зафиксировано в официальных документах тех лет. Более того, американская сторона данную проблему рассматривала в рамках специально созданной межведомственной комиссии, которая выработала так называемую официальную позицию американского руководства. Примитивность ее содержания вызывает недоумение: "...ударные БЛА не должны рассматриваться в рамках Договора о РСМД, поскольку они предназначены для многократного применения и после выполнения боевых задач возвращаются в пункт постоянной дислокации, а крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) являются средством одноразового действия". Безусловно, эта формулировка носит односторонний характер, поскольку не была согласована с российской стороной, что противоречит международно-правовой практике. В дальнейшем, в ходе сессии Специальной комиссии по контролю и инспекциям (СКСИ, 2001), созданной в рамках Договора о РСМД, американцы заявили, что "ударные БЛА "Предатор" не могут рассматриваться как КРНБ, так как не имеют пусковых установок". Нетрудно убедиться, что в п. 2 ст. II соглашения в определении КРНБ пусковая установка даже не упоминается. Кроме того, было заявлено, что при подписании этого документа "ударные БЛА не существовали даже в проектах". Между тем БЛА такого типа подпадают под международный режим контроля за ракетной технологией, что в очередной раз указывает на их взаимосвязь с Договором о РСМД. Важно также привести заявление Министра иностранных дел РФ С. Лаврова на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2015 года: "Под договорное определение крылатых ракет средней дальности наземного базирования подпадают широко применяемые США ударные беспилотные летательные аппараты". Как отмечает директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ М. Ульянов, "американская сторона неоднократно игнорировала наши предложения о внесении в текст Договора соответствующей поправки по крылатым ракетам и ударным беспилотным летательным аппаратам". Четвертая группа нарушений Договора о РСМД. Результаты анализа зарубежных информационных источников показывают, что основные положения Договора о РСМД нарушаются также в ходе реализации оперативно-стратегической концепции "Глобальный удар". Так, министерство армии США провело несколько летных испытаний в рамках разработки технологий планирующего гиперзвукового средства доставки боевой нагрузки AHW (Advanced Hypersonic Weapon) на дальность 3 800 км. Кроме того, в соответствии с бюджетной заявкой на 2016 финансовый год Минобороны США запросило средства на разработку новой ракеты средней дальности для запуска такого гиперзвукового летательного аппарата. Важно подчеркнуть, что в докладе на тему "Программа "Мгновенный глобальный удар" и баллистические ракеты большого радиуса действия: справочный материал и выводы", подготовленного специалистом по ядерным вооружениям исследовательской службы конгресса США Э. Вульфом (от 2 октября 2015 года), рекомендуется осуществить передовое базирование средств глобального удара. Например, предлагается развернуть группировки ракет средней дальности с полезной нагрузкой типа AHW на о-вах Гуам и Диего-Гарсия, а также на Аляске. Поскольку подобные предложения нарушают договорные обязательства, то в докладе подчеркивается, что "Договор о РСМД больше не может накладывать ограничений на планы Вашингтона по разработке и внедрению систем соответствующей дальности"5. По оценкам американских специалистов, средства мгновенного глобального удара могут поступить в вооруженные силы США после 2025 года. Следует особо отметить, что Вашингтон не способствует реализации российской инициативы по глобализации Договора о РСМД, которая была заявлена на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году6. Американская сторона, формально поддержав данное предложение, выказывает явную незаинтересованность в ее продвижении. Причина этого заключается в росте количества стран - обладателей ракетами средней дальности, способных поражать стратегические и критически важные объекты на территории РФ, что выгодно Соединенным Штатам. В то же время в Белом доме не считают ракеты данного класса угрозой национальной безопасности, поскольку объекты на территории США для них недосягаемы. В связи с этим уместно напомнить заявление Президента РФ В. В. Путина: "Другие государства активно совершенствуют ракеты средней дальности, и вокруг нас практически все наши соседи развивают эти системы вооружений. Советский Союз в свое время и, естественно, Российская Федерация отказались от ракет средней дальности, подписав с США соответствующее соглашение. Это не очень понятно, потому что для американцев данные системы вообще не актуальны, так как их негде применять, а для СССР и для сегодняшней России, особенно с учетом того что другие наши страны-соседи эти ударные системы развивают, подобное решение было по меньшей мере спорным". Глава администрации Президента РФ С. Иванов со своей стороны подчеркнул: "Американцам этот класс оружия не нужен вообще, не нужен был ни раньше, ни сейчас, потому что с помощью такого оружия они теоретически могут воевать только с Мексикой или Канадой, а дальность их полета не позволяет поражать объекты в Европе". Таким образом, руководство США с целью достижения военно-технического превосходства в области стратегических наступательных вооружений нарушает основные положения бессрочного Договора о РСМД, создавая и используя запрещенные этим соглашением ракеты. Известны заявления о развертывании американских ракет средней дальности на различных ТВД. Так, в докладе председателя комитета начальников штабов вооруженных сил США генерала М. Демпси говорится, что Вашингтон рассматривает возможность развертывания в Европе и Азии группировки ракет наземного базирования, нацеленных на российский ядерный потенциал. Известно также, что новые члены НАТО готовы предоставить свою территорию для размещения американских ракет. Серьезную угрозу военной безопасности представляет планируемое развертывание американских средств мгновенного глобального удара. В заключение необходимо отметить, что результаты анализа действий американского руководства по выполнению Договора о РСМД подтверждают актуальность положений новой Стратегии национальной безопасности РФ: "В международных отношениях не снижается роль фактора военной силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением". Как подчеркивается в документе, "Российская Федерация осуществляет стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне. При этом ответственно выполняет действующие в области ограничения и сокращения международные договоры и соглашения". В связи с этим военно-политическое руководство Российской Федерации принимает комплекс оперативно-стратегических, организационных и военно-технических мер по совершенствованию боевой готовности, строительству и развитию стратегических ядерных сил ВС РФ. 1 См.: Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы / А. И. Антонов. - М.: РОССПЭН. ПИР-Центр. 2012. 2 См.: заявление С. Рябкова ТАСС: http://tass.ru/politika/2462755 3 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2014. - № 9. - С. 3-8. 4 См.: заявление С. Рябкова ТАСС: http://tass.ru/politika/2462755 5 См.: Woolf A. F. Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues // Congressional Research Service 2015. 2 October. 6 См.: Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы / А. И. Антонов. - М.: РОССПЭН. ПИР-Центр. 2012. Зарубежное военное обозрение. 2016, №3, С. 14-19 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 33047 | | |
Всего комментариев: 0 | |