Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 13:01
Ключевые слова
Подготовка, В. Туловский, граната, Training

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Подготовка

Особенности обучения военнослужащих метанию ручных гранат в СВ США (2015)

Особенности обучения военнослужащих метанию ручных гранат в СВ США

Полковник В. Туловский,
кандидат исторических наук,

подполковник Б. Дидык,

майор Б. Яндиев

Основными документами, регламентирующими организацию и проведение обучения метанию ручных гранат (РГ) военнослужащих сухопутных войск (СВ) США, являются полевые уставы "Гранаты и пиротехнические сигналы" (FM 3-23.30), "Общевойсковые операции в городских условиях" (раздел "Применение РГ") (FM 3-06.11) и "Мотопехотный взвод и отделение" (FM 3-21.08), а также указания объединенного штаба комитета начальников штабов для руководителей стрельб учебных центров боевой подготовки (IA-TS-PO) от 2007 года. 

Этапы обучения военнослужащих СВ США гранатометанию

Актуальность этого вида боевой подготовки обусловлена тем, что в последнее время американские военнослужащие активно участвуют в боевых операциях, проводимых в различных условиях, в том числе населенных пунктах, где умелое применение РГ наряду с другими средствами поражения противника обеспечивает успешное выполнение боевой задачи.

 В уставе "Общевойсковые операции в городских условиях" указаны способы ведения боевых действий в населенных пунктах, а также приводится анализ опыта проведения подобных операций своими подразделениями и военнослужащими других государств. Отдельно рассматривается применение РГ в городских условиях.
При обучении учитывается, что военнослужащий среднего телосложения способен метать ручную осколочную гранату М67 на дальность до 35 м (ее эффективный радиус поражения составляет до 15 м, радиус сплошного поражения -до 5 м).

Особенности применения РГ определяются их предназначением. В СВ США используются в основном ручные оборонительные (МК2А1), наступательные (М67, М69, МКЗА2), химические (AN-M14 ТНЗ, М185 М83, AN-M8 НС), учебно-имитационные, нелетального действия (противодействия массовым беспорядкам, АВС-М7А2 и АВС-М7А3), сигнальные и светошумовые (М84) гранаты.

Первичное обучение приемам и правилам метания РГ проводится в ходе курсов начальной подготовки. В последующем свои навыки личный состав подразделений регулярной армии, национальной гвардии и резерва закрепляет на базе учебных центров и в местах постоянной дислокации.

Таблица 1 Условия выполнения квалификационного курса
№ этапа Выполняемые упражнения Особенности
1 Поразить из окопа (на двух человек) группу целей на открытой местности на дальности 35 м. Цель (мишень - ростовая фигура типа F) имитирует перемещение противника по фронту через инженерные заграждения перед позицией отделения Для поражения одной цели допускается использовать две гранаты (если цель не была поражена с первой попытки)
2 Поразить долговременное огневое сооружение (ДОС); оно может иметь один или два портала для ведения огня и оборудоваться задним выходом
3 Поразить оборудованную огневую позицию миномета, расположенную на дальности 25 м
4 Поразить противника, находящегося за укрытием на дальности 20 м
5 Уничтожить противника в траншее (дальность до цели 25 м)
6 Поразить противника, размешенного в отрытом кузове колесного транспортного средства на дальности 25 м
7 Идентифицировать ручные гранаты и пиротехнические средства сигнальной связи. Определить назначение гранат и пиротехнических сигналов по форме, цвету и маркировке

Процесс обучения метанию гранат включает 12 этапов, в ходе которых военнослужащие получают знания по материальной части РГ, изучают требования безопасности при обращении с ними, приемы и правила метания гранат из различных положений и выполняют упражнения метания учебных (имитационных) и боевых гранат. Успешно освоившие 11 этапов обучения допускаются к выполнению квалификационного курса, результаты которого заносятся в формализованный бланк и учитываются при определении уровня подготовки обучаемого.

Квалификационный курс обучения метанию РГ предусматривает выполнение комплекса задач, в ходе которого военнослужащий должен продемонстрировать свои навыки (метание РГ на дальность и точность из нескольких положений, в различных условиях обстановки, а также демонстрация уровня знаний материальной части гранат и пиротехнических сигналов связи). Военнослужащие проходят курс в составе группы из двух человек, но каждый оценивается индивидуально. Испытуемый получает десять учебно-имитационных гранат и должен поразить не менее шести целей. Результаты выполнения им квалификационного курса заносятся в установленную форму.

Дальнейшей целью обучения, которое проводится в течение года в местах постоянной дислокации, является приобретение военнослужащими, имеющими начальную подготовку, навыков применения РГ в различных условиях в составе подразделения (отделение, взвод). При действиях отделения они, используя ручные гранаты, должны уничтожить отдельные (снайпер, пулеметчик) и групповые цели, находящиеся в укрытиях, окопах, сооружениях городского типа. При этом отрабатываются передвижения на местности в составе подразделений и выполняются тактические нормативы.

Таблица 2 Условия выполнения упражнений метания ручных гранат в составе подразделения

Условия выполнения упражнений на точность

Цель Ростовые фигуры, размещенные на дистанциях 20,30 и 40 м
Количество боеприпасов и снаряжение Десять учебных гранат, штатное оружие, полевое снаряжение, средства индивидуальной бронезащиты
Особенности Необходимо поразить каждую цель двумя из трех брошенных гранат. Метание производится из положения лежа, из положения лежа в положение с колена, из положения лежа в положение стоя. Цель считается пораженной при падении гранаты в радиусе не более 5 м

Условия выполнения упражнения "Атака противника в траншее"

Цель Мишень (ростовая фигура) в траншее
Количество боеприпасов и снаряжение Две учебных гранаты М69 и одна граната М106 или М83, штатное оружие, полевое снаряжение, средства индивидуальной бронезащиты
Особенности Военнослужащий должен обеспечить дымовую завесу гранатой М83, чтобы "ослепить противника", бросить или закатить гранату М69 в траншею, откатиться от нее, дождаться взрыва и освободить траншею от противника
Условия выполнения упражнения "Освобождение здания от противника"
Цель Противник в здании
Количество боеприпасов и снаряжение Две учебные гранаты М69 или две светошумовые М84, одна граната M106 или М83, штатное оружие, полевое снаряжение, средства индивидуальной защиты
Особенности Военнослужащий, действуя в составе группы, должен создать дымовую завесу гранатой М83, чтобы прикрыть вход в здание, бросить гранату М69 в указанные проемы (входы), укрыться, дождаться взрыва и освободить здание от противника

На занятиях по изучению матчасти РГ отрабатываются следующие действия: размещение в экипировке военнослужащего гранах и их оснащение; изучение порядка осмотра новых и распакованных гранат, содержащихся в сумках; подготовка гранаты к броску; действия военнослужащего при обнаружении неисправностей РГ. Кроме того, военнослужащих знакомят с боевыми и техническими особенностями ручных осколочных и противотанковых гранат других стран мира и государств НАТО (в соответствии с положениями полевого устава FM 3-23.30).

Пример хвата гранаты М67 Метание гранаты из положения стоя Метание гранаты из положения с колена
Оборудованная ячейка для метания боевых гранат Действия инструктора при падении гранаты в ячейку для метания

Для подготовки к метанию гранату следует держать в бросающей руке так, чтобы спусковой рычаг находился между первым и вторым суставами большого пальца, что обеспечивает безопасность и эффективность броска.

Обучение сопровождается показательным применением пиротехнических сигналов и РГ инструкторами, а также выполнением упражнений в составе групп для отработки элементов метания гранаты (выбор вида гранаты для выполнения задачи, положения для метания, правильной траектории и т. д.). Особое внимание уделяется требованиям безопасности, которые помимо общих указаний содержат правила, установленные для каждого этапа обучения.

Упражнения метания имитационных и боевых РГ выполняются на специальных участках полигонов. Они включают в себя площадки для отработки точности метания, а также для метания учебно-имитационных и боевых гранат.

Участки для тренировки дальности и точности метания, как правило, оборудуются с разбивкой на четыре полосы. Они дают возможность военнослужащим поразить следующие цели: огневую позицию противника (дальность 30 м), противника в окопе (траншее, 40 м), укрепленную огневую позицию миномета (20 м) и группу пехоты на открытом пространстве (дальность 20 м).

Участки для метания учебно-имитационных гранат представляют собой ячейки, которые имеют такие же размеры и зоны безопасности, как и ячейки для метания боевых гранат. На этом этапе обучения военнослужащие получают информацию о порядке действий при метании боевой гранаты, определяют свою "метающую" руку, демонстрируют правильный порядок действий (из положений стоя и с колена) и запоминают команды, подаваемые при метании.

Для ориентации военнослужащих от места метания до точки планируемого падения боеприпаса (на рубеже 28 м) натягивается проволока, а на удалении 40 м от ячейки для метания учебных гранат устанавливаются мишени в виде силуэта человека. При успешном выполнении приемов метания учебных РГ и соблюдении необходимых требований безопасности военнослужащий допускается к обучению на боевых гранатах.

Участок для метания боевых гранат включает следующие элементы: наблюдательные ячейки, или вышки; ячейку для метания гранат; стену высотой по колено; ямы, наполненные песком или опилками; земляные насыпи и покрытия, разделительные зоны и наблюдательные окна.

Наблюдательные ячейки, или вышки, должны быть достаточной высоты, чтобы штатный специалист мог наблюдать и контролировать все точки расположения военнослужащих. Кроме того, эти места оборудуются окнами, выполненными из листа поликарбоната толщиной 35 мм, которые обеспечивают достаточный уровень безопасности.

Участок для метания боевых гранат должен иметь разделительные зоны по 25 м, для того чтобы соседняя ячейка не попадала в эффективный радиус поражения (15 м) осколочной гранаты М67. Высота ячеек соответству-ет средней глубине окопа на одного-двух человек (около 127 см). Такие габариты позволяют обучаемому стоять, видеть цель и безопасно использовать ручную гранату. Высота стены дает возможность военнослужащему после броска укрыться в положении стоя на согнутых в суставах коленях.

Таблица 3 Воинские звания должностных лиц администрации гранатометания

Вооружение Должностные лица
Ответственный на учебном месте Ответственный за меры обеспечения безопасности
Учебные ручные гранаты, запальные приспособления, муляжи или сигнальные ракеты Штаб-сержант Штаб-сержант
Боевые химические и отравляющие вещества Штаб-сержант Штаб-сержант
Боевые гранаты Сержант 1-го класса Штаб-сержант
Боевая стрельба с использованием штатного вооружения (звено, рота, батарея, взвод) Сержант 1-го класса Штаб-сержант
Совместная боевая стрельба различных видов и родов войск с огневой поддержкой (отделение, взвод, звено, рота, батарея) Сержант 1-го класса Штаб-сержант

За ячейкой располагается стена высотой не выше 0,6 м и толщиной 0,15 м. Длина стены должна соответствовать ширине ячейки с тем, чтобы первая соединяла два конца ограждения.

Для отработки упражнений по метанию имитационных и боевых гранат на дальность и точность оборудуются отдельные учебные места, где изучаются особенности и правила применения различных РГ в городских условиях и на местности. При этом военнослужащие должны иметь кевларовый шлем, противоосколочный бронежилет (при метании учебно-имитационных и боевых гранат) или усиленный разгрузочный бронежилет, личное снаряжение, защитные наушники. Метание боевых гранат организуется в составе групп.

Согласно положениям наставления "Требования безопасности на полигонах" для проведения тренировок по гранатометанию назначаются: ответственный офицер или сержант (руководитель гранатометания); офицер (сержант), отвечающий за соблюдение требований безопасности на полигоне; сержантский состав, ответственный за соблюдение требований в ячейках для гранатометания; администрация пункта боепитания; оператор наблюдательной вышки; медицинский персонал на санитарной машине; охрана и грузовой автомобиль (при необходимости).

Ответственный (руководитель гранатометания) отвечает за весь процесс обучения, ознакомление с полигоном, а также проводит инструктаж по обеспечению безопасности на полигоне и инструктаж командиров подразделений. Перед тем как приступить к исполнению своих обязанностей, ответственный офицер должен успешно пройти соответствующую стандартную программу (разработанную подразделением, в котором он состоит), а также инструктаж по обеспечению техники безопасности, проводимый комендантской службой полигона.

Ответственный, назначаемый командиром подразделения (ответственный сержант должен быть в ранге не ниже сержанта 1-го класса), должен располагать всей необходимой информацией об используемых системах вооружения и своих обязанностях, а также иметь действующие карточки (схемы) безопасной дальности стрельбы (гранатометания).

После своего назначения ответственный офицер подбирает персонал для проведения обучения и назначает ответственного сержанта, имеющего опыт использования гранат и пиротехнических средств сигнальной связи. Оба отвечают за подбор и инструктаж вспомогательного персонала, а так-же за проверку состояния полигона совместно с комендантской службой полигона.

Должностное лицо по обеспечению соблюдения мер безопасности на полигоне должно быть старшим инструктором по обращению с ручными гранатами. Ответственный обязан пройти стандартную программу обучения обязанностям офицера по мерам обеспечения безопасности на полигоне (разработанную подразделением, в котором он состоит) и наряду с этим инструктаж по обеспечению техники безопасности на полигоне, проводимый комендантской службой полигона.

Ответственный по мерам обеспечения безопасности на полигоне должен быть в звании штаб-сержанта или выше и располагать всей необходимой информацией об используемых системах вооружения. Он разрешает проведение занятий инструктору только при наличии действующих карточек безопасной дальности стрельбы (гранатометания). Ответственные офицеры и офицеры по обеспечению соблюдения мер безопасности на полигоне, допускающие нарушения правил, действующих на полигоне, могут лишиться сертификата. Во время расследования происшествий их сертификация может быть приостановлена на необходимый срок или же отменена соответствующим начальником.

Сержантский состав, ответственный за безопасность в ячейках, проводит инструктаж, подготавливает учебные гранаты и обеспечивает безопасность обучения метанию учебных и боевых РГ. Состав, ответственный за безопасность в ячейках, должен быть в звании сержанта или выше, располагать всей необходимой информацией об используемых системах вооружения и надлежащих обязанностях. Данные должностные лица администрации стрельбы имеют четкие инструкции по решению следующих чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при метании обучаемыми гранат:
- солдат ослабил давление на спусковой рычаг, ударник повернулся, но граната все еще в руке;
- обучаемый замирает после взведения гранаты;
- военнослужащий остается стоять после того, как метнул гранату в цель, желая увидеть падение боеприпаса;
- солдат роняет ручную гранату;
- обучаемый не подчиняется приказам сержанта.

В зависимости от действий военнослужащих сержант должен определить текущее состояние гранаты, дать соответствующую команду: "Замри!" или "Бросай!" и совершить действия, направленные на сохранение жизни и здоровья обучаемого и личного состава, находящегося на участке:
- зафиксировать гранату наложением пальцев своей руки на спусковой рычаг;
- свободной рукой подтолкнуть солдата к передней стене ячейки;
- заставить обучаемого выбросить гранату за переднюю стену;
- затащить солдата внутрь ячейки и защитить его от взрыва.

Чаще всего действия сержанта, ответственного за безопасность в ячейке, зависят от местоположения зоны безопасности (продиктованы наличием или отсутствием стены высотой по колено). Он должен сообщить личному составу участка о чрезвычайной ситуации командой "Граната!", а затем переместить обучаемого из ячейки и зоны поражения и укрыть его своим телом.

Если военнослужащий в ходе выполнения упражнения в ячейке не выполняет команды сержанта, последний фиксирует спусковой рычаг своей рукой, кладет свободную руку на шлем военнослужащего и приказывает принять ему положение "на колено" и повторяет команду "Приготовиться к броску". После этого он повторно объясняет обучаемому порядок его действий, добиваясь выполнения тем упражнения.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой практической и теоретической подготовке должностных лиц администрации стрельб. Это обусловлено в первую очередь действующей системой подготовки инструкторов. Инструктор или штатный специалист назначается из числа наиболее высококвалифицированных солдат, которые продемонстрировали высокий уровень подготовки использования РГ и пиротехнических средств сигнальной связи, осознают важность обучения, способны компетентно и профессионально исполнять обязанности инструктора. Командир должен гарантировать, что выбранный им инструктор или штатный специалист способен эффективно обучать солдат. В местах постоянной дислокации организованы курсы по обучению инструкторов или штатных специалистов с целью обеспечить повышение квалификации этих лиц.

Инструктор или штатный специалист помогает солдатам овладеть основами применения РГ и пиротехнических средств сигнальной связи. Обучая новичка, инструктор или штатный специалист сталкивается с такими проблемами у обучаемого, как страх, нервозность, забывчивость, непонимание, несогласованность и нерешительность, которые могут только усугубиться вследствие высокомерия или небрежности инструктора.

Во время обучения инструктор или штатный специалист поддерживает строгую дисциплину, настаивает на соблюдении условий выполнения упражнений, а также требует соблюдения требований по мерам безопасности. Обучая солдат, ответственный должен добиваться того, чтобы те понимали причины своих ошибок и принимали меры по их исправлению. В рамках своих обязанностей он наблюдает за действиями солдат, задает им вопросы и анализирует их действия.

Для определения ошибки инструктор или штатный специалист наблюдает за солдатом во время тренировок, при подготовке и метании ручной гранаты и во время использования пиротехнического средства сигнальной связи. Если обучаемый не допускает грубых ошибок, то проводится тщательный осмотр техники захвата гранаты, ее подготовки (удаление предохранительных приспособлений), положения метания и занятия солдатом безопасной позиции в укрытии.

Для поддержания высокого уровня квалификации инструкторов и штатных специалистов, а также для совершенствования методики обучения в СВ США действует программа их сертификации. Для подтверждения своей квалификации они должны постоянно обновлять свои знания, совершенствоваться и проходить строгий контроль.

Сертификация инструктора проводится на основании успешного прохождения программы подготовки, которая состоит из четырех фаз:
- Программа ознакомления.
- Начальная подготовка по обращению с ручными гранатами и пиротехническими средствами сигнальной связи.
- Основы обращения с ручными гранатами и пиротехническими средствами сигнальной связи.
- Повышенная подготовка по обращению с ручными гранатами и пиротехническими средствами сигнальной связи.

После обучения кандидаты демонстрируют методические навыки и умения в ходе проведения занятий, соответствующих всем, фазам программы, чтобы подтвердить свое умение обучать солдат, а также своевременно выявлять и исправлять ошибки. Штатные специалисты или инструкторы, не усвоившие методических основ всех фаз подготовки, должны быть направлены на повторное обучение.

Таким образам, система обучения состоит из двух основных этапов: начальной и повышенной подготовки. Основной метод обучения - тренировка в метании гранат на дальность и точность, а также выполнение упражнений на различной местности и в разных условиях обстановки. При этом особое внимание уделяется отработке применения гранат в городских условиях и способов поражения противника в фортификационных сооружениях.

Качественному проведению занятий по метанию учебно-имитационных и боевых гранат в армии США способствует система подготовки квалифицированных инструкторов, которая состоит из четырех самостоятельных фаз подготовки. После их прохождения инструктор получает сертификат, позволяющий приступить к обучению.

В сухопутных войсках страны за последние десятилетие разработано второе руководство по обучению военнослужащих метанию РГ и применению пиротехнических сигналов связи, которое содержит всю необходимую и актуальную информацию по организации и проведению занятий по данному разделу огневой подготовки. Отдельные специальные приемы и способы гранатометания рассматриваются в соответствующих руководствах и наставлениях СВ.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №9, С.47-56

Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (18.10.2015) | Автор: Полковник В. Туловский

Просмотров: 5750 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов