search
menu
person

NEWS AND UDATES


Командование перспективного вооружения сухопутных войск США (2021)

Командование перспективного вооружения сухопутных войск США (2021)

Полковник С. Паршин;
капитан 1 ранга Н. Башкиров,
кандидат военных наук, профессор АВН

Разработка теоретических положений и практических рекомендаций в сфере строительства и боевого применения вооруженных сил (ВС) США является неотъемлемой и важнейшей составляющей планирования их перспективного развития. В этой связи особую значимость приобретает наличие в составе ВС высокоэффективной системы организации и проведения военно-научных исследований для обоснования направлений развития ВС, постановки задач, совершенствования оргштатной структуры (ОШС) подразделений и частей ближайшего будущего, формирования перспективного облика систем вооружений, а также изучения закономерностей вооруженной борьбы, концептуального совершенствования форм и способов ведения военных (боевых) действий.

В сухопутных войсках (СВ) США ключевую роль в научном обеспечении их строительства играет командование перспективного вооружения (КПВ, англ. AFC - U.S. Army Futures Command, Остин, штат Техас), созданное в 2018 году с целью концентрации усилий в сфере научных исследований для обеспечения дальнейшего реформирования СВ и наращивания их боевых возможностей на основе внедрения новейших научно-теоретических и технологических достижений. 

КПВ было сформировано на основе объединения в единую структуру отдельных подразделений командования учебного и научных исследований (УНИ) армии США, командований боевой подготовки, МТО, а также в результате реорганизации (переподчинения) ряда научно-исследовательских учреждений и испытательных центров. Командование УНИ образовано 1 июля 1973 года в Форт-Монро (штат Виргиния) по указанию министра армии (командующий СВ), первоочередной задачей которого была разработка концепций ведения боевых действий, переподготовки и обучения командного состава, штабов и войск. В его подчинение были переданы основные учебные центры, а также школы родов войск и служб СВ на континентальной части страны.

Уже тогда стало очевидным, что без всестороннего анализа и изучения опыта войн и вооруженных конфликтов, без обобщения результатов и выработки решений по ним, то есть без создания научно-теоретической базы в виде концепций развития национальных СВ, увязанных с аналогичными изысканиями в других видах ВС, нереально обеспечить качественную подготовку войск. На основе скрупулезного анализа наработанного опыта деятельности командования УНИ в 2018 году было принято решение о разделении научно-исследовательских функций от подготовки и обучения (командного состава, штабов и войск) с созданием отдельного исследовательского командования.

С первых дней своего образования КПВ СВ США стало играть лидирующую роль в их реорганизации. В настоящее время оно стало основной организационной структурой СВ США, ведущей военно-теоретические, оперативно-стратегические и оперативно-тактические исследования. Командование подчиняется непосредственно начальнику штаба армии и отвечает за разработку новых форм и способов ведения боевых действий; формирование и адаптацию оперативно-стратегических и оперативно-тактических концепций и нормативов; разработку полевых уставов, инструкций и других необходимых руководящих документов, а также отвечает за разработку и апробирование новых оргштатных структур соединений и частей (штабов и командований), определение требований к НИОКР по созданию перспективных образцов ВВТ.

Цель КПВ - обеспечить переход от войск индустриальной эпохи к СВ информационного века, более гибким и мобильным, способным, используя современные системы высокотехнологичного информационно-коммуникационного обеспечения и боевого управления, усовершенствованные средства разведки и новейшие интеллектуальные высокоточные средства поражения, в сжатые сроки и при минимальных потерях одержать победу над любым противником.

Годовой бюджет командования в 2020 году составил 30 млрд долларов.

В течение ближайших 10 лет планируется реализовать более 30 научно-исследовательских проектов (включая гиперзвуковое оружие, робототехнические комплексы с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ) и нанотехнологий, средств ведения кибервойн и другое) преимущественно в рамках концепции "многосферных операций" (МСО*, (Multi-Domain Operations), готовность к ведению которых войска должны поэтапно достигнуть к 2028 году. Значительное число планов отрабатывается совместно с другими видами ВС на основе соответствующих соглашений. В качестве приоритетных рассматриваются исследования по созданию: высокоточных средств поражения большой дальности; боевых бронированных машин следующего поколения; перспективных средств армейской авиации - вертолетов огневой поддержки и транспортно-десантных; надежных и быстроразвертываемых сетей информационно-коммуникационного обеспечения и автоматизированных систем управления, прежде всего для экспедиционных формирований СВ; систем ПВО/ПРО; средств и систем индивидуальной экипировки военнослужащих, повышающих эффективность их действий в боевых условиях. Следует подчеркнуть, что эти направления были сформулированы еще в 2016 году в проекте программы модернизации СВ США и получили название "большой шестерки" (Program Big Six), разработанной по указанию начальника штаба (НШ) СВ по результатам анализа действий ВС РФ в Сирии, п-ове Крым, а также направлений строительства и характера оперативной и боевой подготовки (ОБП) ВС КНР.

Организация командования перспективного вооружения СВ США
Дислокация подразделений командования перспективного вооружения сухопутных войск США на континентальной части страны
Дислокация подразделений командования перспективного вооружения СВ США за рубежом

Организационно КПВ СВ состоит из следующих основных подразделений:
- командования развития боевых возможностей (Combat Capabilities Development Command, CCDC);
- групп межведомственной и междисциплинарной координации НИОКР в области создания и экспериментальной оценки разрабатываемых образцов ВВСТ СВ (Cross-Functional Teams, CFT);
- центра перспективного развития и разработки концепций СВ (Futures & Concepts Center, FCC).

Командование развития боевых возможностей создано на основе прежнего командования НИОКР СВ США, сформированного еще в 2002 году, а его деятельность определяет уровень боевых возможностей перспективных СВ и состоит из восьми подразделений, осуществляющих деятельность в таких областях, как фундаментальные исследования, авиационные и ракетные системы сухопутных войск, боеприпасы, наземные боевые машины, АСУ, системы связи и разведки, средства киберопераций, индивидуальная экипировка личного состава боевых подразделений, защита от оружия массового поражения (ОМП) и другое.

Группы межведомственной и междисциплинарной координации НИОКР представлены восемью тематическими подразделениями, ведущими исследовательскую деятельность в сферах ПВО/ПРО, высокоточной навигации, высокоточных средств поражения большой дальности, перспективных средств обеспечения аэромобильности (транспортировки), АСУ, систем связи и разведки, а также боевых машин нового поколения и повышения боевой эффективности личного состава. Одна из групп отвечает за разработку программно-технических средств создания виртуальной среды ОБП.

Центр перспектив развития и концепций сухопутных войск (ранее именовался центром интеграции возможностей СВ) в составе командования учебного и научных исследований отвечает за интеграцию результатов процесса выработки оперативно-стратегических требований к СВ и синхронизацию процесса разработки концепций их применения, определение ОШС, планирование ОБП и обеспечения МТО. Основное предназначение центра состоит в прогнозировании характера будущих войн и конфликтов, разработке концепций применения сухопутных войск, определении направлений модернизации национальной армии. В его составе имеется 11 различных подразделений.

В подчинение штаба КПВ выделены:
- 75-е командование концептуальных инноваций, сосредоточенное на поиске инноваций в сфере оперативных возможностей СВ и разработке современных методов их применения;
- лаборатория технологических инноваций, предлагающая инновационные технологии решения проблем СВ в рамках их модернизации и ресурсного обеспечения соответствующих программ;
- командование испытаний и оценок ВВТ (создано на базе существовавшего с 1999 года командования оперативных оценок и испытаний);
- группа исследований в сфере "искусственного интеллекта" (Artifi cial Intelligence Task Force), являющееся связующим звеном между академическими исследованиями и потребностями сухопутных войск;
- управление боевых систем, осуществляющее оценку эффективности функционирования систем ВВТ СВ;
- командование медицинских исследований и разработок, имеющее в подчинении восемь зарубежных подразделений и шесть медицинских научно-исследовательских лабораторий.

В сфере ответственности этих подразделений - общие вопросы научных исследований, касающиеся множества других управлений, центров, лабораторий и групп КПВ. Например, на современном этапе основными областями деятельности группы исследований в сфере искусственного интеллекта являются:
1. Разведывательное обеспечение систем высокоточного поражения большой дальности (выявление и определение на основе интеграции информации от разнородных источников приоритетности угроз в масштабе времени, близком к реальному).
2. Автоматическое распознавание угроз в рамках создания наземных боевых машин следующего поколения.
3. Управление кадрами на базе применения систем ИИ для оценки степени квалификации, опыта, уровня знаний и способностей личного состава.
4. Создание системы интеллектуального технического обслуживания и ремонта боевых машин СВ.

Реформирование сухопутных войск предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на ускорение внедрения технических достижений науки и технологий, которые могут обеспечить нейтрализацию не только существующих, но и перспективных угроз.

Например, КПВ в приоритетном порядке совместно с командованием УНИ на практике отрабатывают реализацию базовых принципов концепции МСО.

Одним из первых мероприятий командования в этой области стало создание экспериментального многосферного оперативного формирования (МОФ) бригадного уровня, ядром которого стал экспериментальный орган объединенного управления - батальон управления силами и средствами разведки, информационных, кибер- и космических операций, электронной войны.

Планируется, что это подразделение I2CEWS станет в масштабируемом варианте ядром органов управления СВ США на бригадном, дивизионном и корпусном уровнях.

На основе результатов исследований и экспериментальных учений, проведенных в 2018-2019 годах с участием союзников по НАТО и партнеров в Индо-Тихоокеанской зоне (ИТОЗ), была отработана оптимальная структура межвидовых обеспечивающих формирований (МОФ) для современного этапа их развития. По итогам научно-практических исследований и экспериментальных учений министерство армии США признало необходимость настойчивого развития трех принципов проведения МСО: адаптируемой структуры и оснащения формирований СВ, создание и применение МОФ в зонах ответственности всех объединенных командований и конвергенция (сосредоточение) усилий и возможностей всех видов ВС. При этом конвергенция возможностей (особенно в области управления войсками) должна охватывать органы и пункты управления, силы и средства, развернутые для действий во всех операционных сферах, включая информационное пространство.

В итоге, к результатам этих исследований, проведенных армией США в 2018-2019 годах, можно отнести:
- разработку базовых положений и принципов концепции МСО, определение ее реализуемости, а также оценку возрастания боевой эффективности от внедрения концепции;
- выработку дальнейших направлений развития концепции МСО и путей совершенствования СВ;
- обоснование численности и ОШС боевых и обеспечивающих формирований, предназначенных для ведения МСО;

- формулирование оперативно-стратегических требований к средствам вооруженной борьбы (СВБ) в рамках реализации концепции МСО, в том числе разработка облика и требований к единой "многосферной" интегрированной системе боевого управления и огневого поражения ВС США;
- определение роли концепции МСО в достижении целей вооруженной борьбы и решения перспективных задач СВ в военных конфликтах будущего;
- анализ и оценку соответствия концепции МСО прогнозируемому характеру, формам и способам применения военной силы в ближне-, средне- и долгосрочной перспективе.

Хотя сухопутные войска и являются изначальным разработчиком концепции МСО и основ единой "многосферной" интегрированной системы боевого управления и огневого поражения ВС страны и достигли в этой сфере весомых научно-теоретических и практических результатов, министр обороны США на основе выводов по результатам анализа современных и перспективных угроз и опыта ведения боевых действий в августе 2019 года (и безусловно под давлением командования ВВС) издал директиву, в которой поручил КНШ и видам ВС разработать к декабрю 2020-го единую концепцию ведения боевых действий для многосферных операций. Однако позднее, после выборов нового президента США уже вновь назначенный им министр обороны срок представления этой концепции изменил и перенес на весну 2021 года.

На основании директивы МО председатель КНШ поручил руководству каждого вида ВС разработать конкретную составную часть всеобъемлющей концепции совместных многосферных операций JADO (Joint All-Domain Operations), которая предусматривает неразрывную и беспрепятственную координацию боевых действий во всех операционных сферах - на суше, море, в воздухе, космосе и киберпространстве.

Каждый вид ВС получил свою сферу ответственности: ВМС - указание разработать концепцию объединенного огневого поражения; СВ - план объединенного обеспечения с учетом ряда требований к его устойчивому функционированию под воздействием противника, а вот ВВС стали ответственны за формирование концепции объединенного боевого управления вооруженными силами в многосферной операции (JADC2 - Joint All-Domain Command and Control).

Этим указанием КНШ прекратил соперничество между ВВС и СВ по вопросу лидерства в создании системы объединенного боевого управления МСО, обязав начальников штабов этих видов ВС подписать 2 октября 2020 года меморандум о взаимопонимании по вопросу объединения усилий в строительстве сети JADC2, при главенствующей роли ВВС. По взаимному согласию на текущем этапе документ получил название система боевого управления ВС США в "многосферной операции" (CJADC2 - Combined JADC2). Со стороны СВ ответственным за координацию и объединение усилий было назначено командование перспективного строительства, а основным координационным органом из его состава стала группа сетей боевого управления, связи и разведки.

Меморандум начальников штабов ВВС и СВ нацелен на объединение демоверсии усовершенствованной системы боевого управления ABMS ВВС и усилий КПВ под названием проект "Конвергенция", изначально разработанного для конкретизации облика тактической сети боевого управления многосферными операциями, в первую очередь для МОФ, включая многоцелевые батальоны разведки, РЭБ и информационно-технического воздействия, а также боевых и вспомогательных платформ СВ.

Кроме того, командование перспективного вооружения СВ США осуществляет:
- проверку предлагаемых новых, принципиально важных положений проектов уставов, наставлений и других директивных документов по организации военных (боевых) действий и руководству ими;
- проверку новой ОШС органов управления, боевых и обеспечивающих формирований, испытание новых образцов ВВТ в условиях применения противником современных средств поражения;
- исследование и оценку наиболее целесообразных способов применения боевых формирований и ВВТ при выполнении поставленных задач;
- поиск новых путей сокращения сроков приведения в боевую готовность и развертывания группировок ВС, а также уточнения соответствующих планов;
- изучение способов повышения боевых возможностей, устойчивости ВС к воздействию противника и другое.

Опыт создания и функционирования КПВ показывает, что в США происходит глубокое реформирование базовых основ и переход на новую модель военного строительства. Научные исследования встроены и стали частью общей схемы принятия решений в рамках строительства сухопутных войск.
1. На первом этапе осуществляется разработка теоретических положений, выработка возможных концепций применения СВ, определяющих в дальнейшем основные направления развития функциональной архитектуры войск и возможного оперативного фона их применения.
2. На следующем этапе на основе опыта применения СВ в реальных условиях, а также проведения "объединенных экспериментов" определяются и/или уточняются показатели боевых возможностей, вырабатываются критерии, необходимые войскам для достижения положительных результатов во всех условиях военно-стратегической обстановки, а также изучаются все возможные альтернативы.
3. На заключительном этапе происходит оценка имеющихся сил и средств и определяется их соответствие требованиям будущих операций. Именно здесь формулируются предложения по выбору наиболее подходящих систем и образцов ВВТ, вносятся предложения в ОШС войск (сил), корректируются системы их всестороннего обеспечения и подготовки кадров. После этого общий круг планирования замыкается и строительство СВ выходит на новый виток своего спирального развития.

Научные исследования, проводимые в рамках строительства сухопутных войск охватывают широкий круг проблем строительства ("трансформации") вооруженных сил, включая прогнозирование вероятного характера будущих войн, оценку эффективности создаваемых систем ВВСТ и изучения перспективных, внедрения новых форм и способов применения боевых и обеспечивающих формирований в военных конфликтах XXI века, их адаптации под новые задачи и т. д. Как показывает анализ открытых американских информационных источников, тематика научных исследований командования перспективных вооружений СВ США включает изучение следующих аспектов строительства и применения войск:
- глобально интегрированные и многосферные операции, экспедиционный характер действий в глобальном масштабе с повышением возможностей по стратегической мобильности и оперативному маневру;
- адаптируемость к решению поставленных задач и к условиям обстановки;
- организация управления ведением боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства с обеспечением эффективной координации действий с силами союзников;
- единые и распределенные силы, объединенные многосферной сетецентрической системой управления, способные достичь решающего превосходства в вооруженных конфликтах любого характера и масштаба;
- проведение СВ противоповстанческих и контртеррористических операций, операций по стабилизации обстановки;
- ведение совместных боевых действий формированиями СВ и ССО и их эффективная координация;
- обеспечение ПВО и ПРО;
- развертывание системы комплексного огневого воздействия в передовых зонах с оптимизацией процессов и методик расхода боеприпасов исходя из критерия "эффективность/стоимость";
- добывание, анализ, обработка и распределение разведывательной информации, совершенствование процессов слежения за оперативной обстановкой и предупреждения об угрозах в боевом пространстве;
- повышение эффективности систем боевого управления на основе технологий ИИ, алгоритмов обработки потоков больших массивов данных (big data) и обмена их результатами;
- экспериментальная оценка и последующее внедрение новых технологий вооруженной борьбы, включая роботизацию с применением новых СВБ (кинетического, гиперзвукового, лазерного и другого оружия, основанного на новых технологических и физических принципах, нелетальных средств);
- создание новых способов действий и СВБ для нейтрализации зон ограничения (воспрещения) доступа, создаваемых противником;
- интеграция стратегических наступательных и оборонительных сил, космических систем и средств киберопераций в единый комплекс;
- координация действий на межведомственном и межправительственном уровне, организация взаимодействия с неправительственными организациями, в том числе в рамках защиты национальной территории во взаимодействии с федеральными агентствами и ведомствами;
- проведение информационных операций и операций в киберпространстве (включая весь спектр электромагнитных волн), способы обеспечения кибербезопасности;
- действия в урбанизированных районах (местности), в том числе ведение подземных боевых действий в мегаполисах (на крупных подземных объектах, коммуникациях, канализационных сетях, тоннелях, коллекторах, метро и т. д.);
- организация МТО межвидовых группировок войск и оценка возможностей АСУ МТО группировок войск (сил) при их развертывании в передовых зонах и др.

В научных исследованиях КПВ СВ принимают участие следующие государственные органы, объединенные командования и компоненты американских ВС:
- государственный департамент;
- управление перспективных исследовательских проектов МО;
- управление оперативного планирования и совместного использования видов ВС объединенного штаба КНШ;
- объединенное командование ССО ВС;
- объединенное командование стратегических перебросок ВС;
- виды ВС (СВ, ВВС, ВМС, а также МП);
- командования береговой охраны;
- управления СВ национальной гвардии и резерва армии;
- национальное управление геопространственной разведки МО.

Кроме того, привлекаются основные, зональные и функциональные командования СВ США, в том числе УНИ, МТО, ССО СВ, киберкомандование, командование СВ в зоне объединенного центрального командования ВС и ИТОЗ, командование противоракетной обороны и космоса, а также медицинское и воинских перевозок.

Из образовательных учреждений в научно-исследовательских проектах участвуют:
- институт оборонных исследований;
- военная академия США;
- военный колледж СВ;
- военно-морской колледж;
- центр военной истории СВ;
- государственный исследовательский университет в г. Уильямсберг (колледж Вильгельма и Марии);
- институт иностранных языков МО.

В научных исследованиях КПВ СВ задействуется широкий круг научно-исследовательских учреждений, органов военного управления, центров обучения и подготовки ВС США, союзников по блоку НАТО, а также других государств-партнеров (Австралия, Канада, Сингапур, Япония, Турция и др.).

Так, к исследованиям активно привлекается стратегическое командование реформирования ОВС НАТО (NATO Allied Command Transformation).

Таким образом, создание и функционирование командования перспективного вооружения СВ США является одним из самых масштабных в истории военного строительства примером оптимизации процесса строительства американских сухопутных войск на базе внедрения передовых достижений современной науки и технологий. Военным руководством поставлена задача осуществить переход от армии индустриальной эпохи к роботизированным войскам информационного века.

По замыслу командования СВ, привлечение к исследованиям мощного научно-технического потенциала страны призвано гарантировать сохранение за американскими сухопутными войсками безусловного военного превосходства на уровне, позволяющем нанести поражение любому противнику при участии в военных действиях самого широкого спектра - от локальной до глобальной войны.

* По своей сути данная концепция является эволюционным развитием концепции "сетецентрических операций" (Network-Centric Operations, NCO). Впервые концептуальный документ, раскрывающий основные подходы к проведению МСО на период до 2028 года опубликован командованием УНИ СВ США в декабре 2018 года. TRADOC Pamphlet 525-3-1. The U.S. Army in Multi-Domain Operations - 2028 / U.S. Army, 6 December 2018. - 102 p.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №6. - С. 35-45

Смотрите также
Категория: Армия | Добавил: pentagonus (17.06.2021) | Автор: Полковник С. Паршин
Просмотров: 1804 | Теги: AFC, С. Паршин, U.S. Army Futures Command, перспективные вооружения, структура СВ, командование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar