Договорно-правовые аспекты развёртывания РЛС американской ПРО в ЧехииПолковник С. Зорин Современная концепция ПРО США предусматривает создание эшелонированной системы, способной обеспечивать перехват неядерными средствами ограниченного числа баллистических ракет любого типа на всех участках траектории их полета. Одним из базовых элементов перспективной глобальной ПРО США должен стать третий позиционной район (ТПР) в Европе. Здесь к 2013 году Соединенные Штаты предполагают развернуть 10 усовершенствованных противоракет ГБИ (Ground Based Interceptor) в новом, двухступенчатом варианте в шахтных пусковых установках (ШПУ) позиционного района в Польше, а в дополнение к ним - многофункциональную радиолокационную станцию (РЛС) EMR в Чехии. С середины 2007 года Вашингтон практически непрерывно вел переговоры с Варшавой и Прагой по подготовке юридической базы развертывания ТПР и РЛС. В соответствии с планом МО США по созданию глобальной системы противоракетной обороны, строительство американских объектов ПРО должно было начаться практически одновременно в декабре 2008 года после подписания и ратификации сторонами соответствующих договоров. Выбор этого срока не случаен. Администрация Дж. Буша стремилась таким образом до окончания своих полномочий пройти так называемую точку невозврата и оставить новому главе Белого дома лишь роль исполнителя планов республиканцев по созданию в Европе компонентов ПРО США. Необходимо подчеркнуть, что Россия никогда не разделяла гипертрофированных оценок ракетных угроз со стороны Ирана, на которых базируется обоснование американской стороной необходимости срочного (безотлагательного) развертывания ТПР в Европе, и последовательно выступала против этого. В соответствии с позицией РФ создаваться система глобальной противоракетной обороны, в том числе в ходе многостороннего сотрудничества, должна на основе согласованных оценок с учетом интересов всех заинтересованных сторон. В противном случае «оборонительные базы ПРО» способны оказать дестабилизирующее влияние на глобальную и региональную безопасность. Расположение же противоракетных сегментов в непосредственной близости от наших границ придает им явный антироссийский потенциал. Планы США и готовность к их осуществлению в двустороннем формате с Польшей и Чешской Республикой (ЧР) не нашли полной поддержки в ЕС и НАТО. Руководство и эксперты западных стран выражали озабоченность в связи с попытками устранить их от принятия решения по вопросам, непосредственно затрагивающим европейскую безопасность, и прогнозировали рост напряженности и новый виток гонки вооружений. Реализация единолично принятого решения по размещению национальных компонентов ПРО в Европе проводилась Вашингтоном по трем направлениям. Во-первых, получение поддержки собственным планам со стороны союзников по НАТО. Данную задачу американцам удалось в основном решить на саммите альянса в Бухаресте, который признал наличие ракетных угроз «силам, территории и населению стран-участниц», а также необходимость создания системы Евро-ПРО для противодействия им. Задействуя механизмы внутриблоковой солидарности, Соединенные Штаты добились от союзников по блоку согласия с фактом включения в европейскую ПРО своих противоракетных сегментов в Польше и Чехии. Во-вторых, «снятие российских озабоченностей». Динамичные американо-российские консультации, в которых не учитывались ни принципиальная позиция, ни альтернативные предложения РФ, по замыслу американцев, должны были продемонстрировать всему миру готовность Вашингтона к диалогу и поиску компромиссных путей решения проблемы. При этом они настойчиво добивались придания переговорам практической направленности по выработке соответствующих мер транспарентности и доверия, которые и способны, по их мнению, гарантировать ненаправленность ПРО против Российской Федерации. Итоги же консультаций раз за разом интерпретировались официальными лицами в Белом доме как фактическое признание Москвой существования мнимых ракетных угроз и ее согласие с планами размещением ТПР и РЛС ПРО в Восточной Европе.
И, в-третьих, формирование правовой базы создания и функционирования на территории Польши и Чехии американских противоракетных баз. Данному направлению в Белом доме придавали особое значение, так как именно от его результатов зависело, успеет ли администрация Дж. Буша до вступления в должность нового президента США придать процессу развертывания ТПР необратимый характер. В работе на данном направлении американскому правительству пришлось столкнуться с сопротивлением конгресса, демократическое большинство которого проявило осторожность в отношении реализации планов по ТПР. В августе 2008 года палата представителей утвердила законопроект, урезающий выделяемые средства на строительство объектов инфраструктуры баз в 2009 финансовом году с запрошенных администрацией 241 млн до 101 млн долларов. При этом одной из причин такого решения является именно незавершенность всех юридических процедур, необходимых для вступления в силу основных договоров по созданию в Восточной Европе противоракетных баз США. В ноябре 2008 года чешский парламент приступил к ратификации подписанных базовых соглашений, а с польским правительством, несмотря на заключение в июле того же года главного договора по развертыванию противоракет, консультации по пакету документов продолжались. Правовой основой чешско-американского сотрудничества в области ПРО являются два международных документа, для вступления в силу которых требуется ратификация парламентом ЧР и конгрессом США, а также утверждение президентами обеих стран: Цель договора - определить права и обязанности сторон по вопросам, касающимся строительства и функционирования базы РЛС ПРО США в Чехии на полигоне Брды (60 км юго-западнее Праги). В соответствии с достигнутыми договоренностями предполагается, что территория базы со всеми системами ее энерго- и жизнеобеспечения будет являться собственностью Чешской Республики и передаваться Соединенным Штатам в бесплатное пользование. Данный документ является бессрочным, и его действие может быть прекращено любой из сторон через один год после даты передачи письменного уведомления другой стороне по дипломатическим каналам. США при этом предоставляется еще 12 месяцев после прекращения действия договора для завершения вывода своего персонала, имущества и техники, согласно данному документу находящихся на территории республики. В ведение МО Чехии в таком случае переходят все стационарные сооружения. Полномочия по управлению РЛС в соответствии с соглашением будут полностью принадлежать командованию ВС США, которое, в свою очередь, обязуется информировать правительство ЧР о ходе строительства, режиме функционирования и планах использования станции. Финансирование строительства и эксплуатации базы планируется осуществлять за счет военного бюджета США. Договор определяет и численность персонала базы. Общее число американских военнослужащих не должно быть более 250 человек. В штатном режиме на объекте будут находиться около 100 военнослужащих, а также гражданские специалисты для проведения ремонтных и регламентных работ, численность которых не оговаривается.
Ответственность за безопасность и порядок на территории базы возложена на американскую сторону, в то время как охрана подъездных путей и внешнего периметра поручается чешской военной полиции. Договор регламентирует условия посещения РЛС представителями иностранных государств. В частности, для оформления допуска на территорию объекта необходимо получить согласие как Вашингтона, так и Праги. Несмотря на озабоченности чешской стороны, из текста договора по настоянию американцев были исключены положения об ответственности США за возможный экологический ущерб в связи с эксплуатацией РЛС. Вашингтон обязуется лишь своевременно информировать Прагу о негативных последствиях функционирования станции, включая действие электромагнитного излучения. Примечательно, что как Вашингтон, так и Прага при обосновании необходимости развертывания РЛС ПРО в Чехии подготовили несколько докладов, где доказывается отсутствие возможных негативных последствий для экологии Чешской Республики. Соединенные Штаты, учитывая пожелания чешского кабинета министров, согласились с включением в договор обязательств «охранять и защищать Чешскую Республику от вероятного удара баллистическими ракетами посредством своей системы ПРО», а также намерения «обеспечить, чтобы система ПРО США была совместимой и являлась неотъемлемой частью развивающихся возможностей ПРО НАТО». Первоначально планировалось, что Вашингтон и Прага подпишут оба базовых соглашения одновременно. Однако подготовка Договора о правовом статусе ВС США на территории ЧР не была завершена в намеченные сроки. Основным препятствием для этого стали разногласия по вопросу распространения юрисдикции принимающего государства на военнослужащих и гражданский персонал базы ПРО США. Вашингтон к тому же настаивал на придании документу универсального характера с тем, чтобы его положения определяли не только деятельность персонала радарной базы, но и регламентировали бы в принципе любое американское военное присутствие в Чехии. Несогласованными оставались также положения, связанные с освобождением американских подрядчиков от ответственности за причиненный ущерб и уплаты таможенных и налоговых сборов. Компромисс по данным проблемам был достигнут в результате активных трехмесячных переговоров, и 19 сентября 2008 года в Лондоне министры обороны двух стран Р. Гейтс и В. Парканова подписали договор о правовом статусе американских войск на территории Чехии, фактически завершив тем самым формирование договорно-правовой базы для размещения объекта системы глобальной ПРО США в ЧР. Данное соглашение определяет юридический статус, условия нахождения американских военнослужащих на территории республики, а также порядок взаимодействия Вашингтона и Праги в области модернизации чешских вооруженных сил и обеспечения международной безопасности, включая борьбу с терроризмом. В договоре, в основу которого положен типовой натовский документ SOFA (Status of forces agreement) от 19 июня 1951 года, отмечено, что освобождение от налогов будет предоставлено лишь американским фирмам-поставщикам и их сотрудникам, подлежащим налогообложению в Соединенных Штатах. В соответствии с этим документом «юрисдикция соглашения распространяется только на американский персонал радиолокационной базы Брды». Условия возможного нахождения вооруженных сил США на территории ЧР в других случаях будут оговариваться отдельно. Кроме того, чешская сторона получила право на проведение ряда уголовно-процессуальных процедур в отношении американских военнослужащих в случае совершения ими противоправных действий на территории республики. Помимо вышеуказанных базовых документов на межведомственном уровне планировалось дополнительно подписать межправительственные соглашения по сотрудничеству в области противоракетной обороны и промышленной безопасности, а также по НИОКР в оборонной области и взаимном обмене услугами и технологиями. При этом соглашение по сотрудничеству в области ПРО предоставит возможность чешским фирмам участвовать в строительстве элементов глобальной системы ПРО Соединенных Штатов. Двусторонняя договоренность относительно промышленной безопасности будет способствовать распространению действующих требований по взаимной защите секретной информации на контракты между чешскими и американскими предприятиями ВПК. Договор между оборонными ведомствами по военным НИОКР определит юридические рамки двустороннего сотрудничества. Соглашение о взаимном обмене услугами и технологиями в оборонной сфере имеет целью обеспечить предприятиям промышленности ЧР доступ к американским военным заказам. В сентябре 2008 года Чехия и США начали так называемый стратегический диалог, который предусматривает проведение консультаций по широкому кругу вопросов международной безопасности, в том числе касающихся угроз ракетного нападения и международного терроризма, а также подписали декларацию о стратегическом партнерстве в сфере обороны. Официальные лица в Праге полагали, что заключение пакета двусторонних соглашений позволит надежно интегрировать Чешскую Республику в систему продвижения американских геополитических интересов в Европе, а также юридически закрепить дальнейшее расширение военно-политического сотрудничества между обеими странами. Как известно, большая часть населения Чехии (около 70 проц.) выступает против размещения в стране РЛС ПРО США, считая, что данный вопрос должен решаться на общенациональном референдуме, а не простым утверждением парламентом республики. В октябре 2008 года чешское правительство, не учитывая в полной мере мнение большинства избирателей и оппозиции, внесло на рассмотрение парламента американо-чешские договоренности в области ПРО. Ратификация указанных соглашений стала предметом острой дискуссии в политических и общественных кругах ЧР. Сторонниками размещения РЛС ПРО США в стране являются правящие партии: гражданская демократическая партии и христианско-демократическая уния -Чехословацкая народная партия. Обладая необходимым большинством в верхней палате парламента, правительство М. Топола-нека беспрепятственно добилось одобрения сенатом пакета двусторонних соглашений. Однако завершить процедуру ратификации и в нижней палате не удалось. Голоса противников и сторонников РЛС в палате депутатов к концу 2008 года распределились практически поровну. Оппозиционные Чешская социал-демократическая партия и Коммунистическая партия Чехии и Моравии выступили против развертывания в стране американской противоракетной базы и заявили о намерении проверить в конституционном суде страны законность ратификационных процедур. Решимость оппозиции заблокировать прохождение соглашений в парламенте вынудило правительство Чехии 17 марта с. г. отозвать из палаты депутатов внесенные туда ранее для рассмотрения договоры. Данное решение кабинет министров принял для того, чтобы избежать очевидного провала ратификации чешско-американских договоренностей. Вынесенный же в конце марта текущего года парламентом страны вотум недоверия кабинету министров сделал еще более сомнительными перспективы успешной ратификации двусторонних договоренностей в области противоракетной обороны. Руководство американского агентства по ПРО, несмотря на влияние мирового финансового кризиса и смену администрации Белого дома, заявило о неизменности планов США по строительству противоракетных объектов в Чехии и Польше. Проект создания глобальной американской системы ПРО и та настойчивость, с которой он реализовывался, стали одной из причин роста в Европе дефицита взаимного доверия и адекватных механизмов обеспечения безопасности. Как сказано в Хартии европейской безопасности, «ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ». В новой администрации США в условиях мирового финансового кризиса полагают целесообразным не форсировать работы по строительству новых объектов ПРО в Европе, а изучить эффективность системы и возможности сотрудничества с РФ, начиная с совместной оценки угроз и выработки общих мер по их нейтрализации. Вашингтон уже приступил к изучению альтернативных вариантов построения противоракетной системы, однако не спешит полностью отказываться от планов размещения в Восточной Европе РЛС и ТПР ПРО, пересматривая лишь ее конфигурацию и возможные сроки развертывания. В этой связи дальнейшая судьба чешско-американских договоренностей, а значит, и всего проекта размещения в Европе противоракетного сегмента США, остается неопределенной. Хотелось бы надеяться, что в американском руководстве возобладает здравый смысл и заявленные им приоритеты в области разоружения и контроля над вооружениями будут действительно реализованы. Зарубежное военное обозрение №7 2009 С. 15-19 Смотрите также | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Просмотров: 6557 | | |
Всего комментариев: 0 | |