Проект военного бюджета США на 2020 финансовый годА. Суворова В марте 2019 года администрация Д. Трампа представила в конгресс проект федерального бюджета США на 2020 финансовый год (начинается 1 октября 2019-го), частью которого является военный бюджет. На данном этапе проект федерального бюджета проходит согласования в профильных комиссиях и комитетах конгресса и согласно бюджетному процессу должен быть принят к 1 октября 2019 года в виде нескольких законов о выделении ассигнований (Appropriation Act). Однако эти законы, как показывает практика, зачастую не принимаются вовремя, а также не содержат необходимую детализацию. Поэтому проект бюджета остается единственным документом, позволяющим получить детальную информацию об объемах, структуре и тенденциях расходования бюджетных средств в США по министерствам и ведомствам. В 2020 финансовом году США продолжат курс на наращивание объемов военного финансирования. Администрацией Д. Трампа в качестве приоритетных задач военного строительства выделены: повышение технической оснащенности ВС, в первую очередь совершенствование стратегической триады ядерных сил; расширение закупок вооружения и военной техники; завершение создания комплексной системы ПРО; повышение боевых возможностей в космическом пространстве; обеспечение кибербезопасности, а также увеличение численности ВС и повышение их боеготовности. К наиболее важным направлениям финансирования относится совершенствование систем ВВТ для сохранения превосходства в воздухе (57,5 млрд долларов), на море (34,7 млрд) и на суше (14,6 млрд), а также систем общего назначения, в том числе ПРО (13,6 млрд). Развитие ядерных технологий потребует 14 млрд долларов, повышение боевых возможностей в космическом пространстве - 14,1 млрд и обеспечение кибербезопасности - 9,6 млрд. Силы специальных операций должны получить 3,4 млрд долларов. Ведутся также разработки неконвенционального вооружения в рамках всех видов ВС и управлений министерства обороны (МО), а именно гиперзвукового оружия (2,6 млрд долларов) и оружия направленной энергии (235 млн), к которому относится лазерное, ускорительное (рельсотрон), психотронное, инфразвуковое и др. Значительные средства выделяются на разработку беспилотных систем (3,7 млрд) и искусственного интеллекта (927 млн долларов). Уделяется внимание повышению численности ВС и благосостояния военнослужащих. В 2013-2016 годах отмечалось постепенное общее сокращение личного состава ВС за счет уменьшения численности сухопутных войск, которая в прошлые годы была увеличена в связи с проведением военных операций в Ираке и Афганистане. С приходом администрации Д. Трампа был взят курс на рост этого показателя и повышение боеспособности ВС. В 2020 году численность регулярных сил превысит уровень 2016-го на 39 тыс. человек (3%), в том числе регулярных сил СВ - на 5,6 тыс. (1,2%), ВМС - на 18,5 тыс. (3,6%), ВВС - на 14,9 тыс. человек (4,7%). Предложено повысить оклады военнослужащим на 3,1%, что является максимальным показателем за последние десять лет. Будет продолжена реформа медицинского и пенсионного обеспечения военнослужащих. Кроме того, планируется увеличить стимулирующие выплаты. Возрастет также численность резерва ВВС и ВМС (на 1%) и ВВС национальной гвардии (на 1,7%). В 2020 году общая численность ВС США составит 2 140,3 тыс. военнослужащих, то есть больше чем в 2016-м на 28 тыс. человек (1,3%). Для реализации намеченных планов в рамках федерального бюджета США выделяются значительные средства. Так, в 2020 году военный бюджет оценивается в почти 762 млрд долларов, что на 36 млрд, или на 5% (в реальном исчислении на 3%), больше, чем в предыдущем году. Военный бюджет составляет 15,5% всех расходов государственного бюджета в 2020 финансовом году. Согласно официальному прогнозу, к 2024 году его доля может снизиться до 14,4%, однако в связи со взятым курсом на интенсификацию военного строительства это представляется маловероятным. Доля военных расходов в ВВП в период с 2015 по 2017 год составляла 3,1-3,2 проц, а с 2018-го отмечается ее увеличение до 3,3% Основа военного бюджета Соединенных Штатов - бюджет министерства обороны (95,6%). Также в него входят военные программы (3,2%) как министерства энергетики, так и других федеральных министерств и ведомств США (1,2%). С 2016 года возобновилось увеличение объемов финансирования МО. Небольшое сокращение ассигнований по сравнению с предыдущим годом отмечалось лишь в 2019-м, когда возникли задержки с принятием соответствующих законов. В 2020 году запланирован значительный рост ассигнований МО ‒ на 5% (в постоянных ценах ‒ на 3%) - до 728 млрд долларов, или на 35 млрд по сравнению с 2019-м. В соответствии с официальным прогнозом в 2021-2024 годах он продолжится и будет доведен до 757 млрд долларов. Ассигнования на военные программы министерства энергетики превышают темпы прироста объемов финансирования МО. В 2020 году они оцениваются почти в 25 млрд долларов, что на 4% больше показателя 2019-го. За последние пять лет они выросли почти на 32% В реализации военных ядерных программ главная роль отводится министерству энергетики, которому выделяется более 90% средств. К другим получателям бюджетных средств в рамках военных ядерных программ относятся министерство труда и Совет по безопасности ядерных объектов военного назначения. Наибольшая доля средств (до 50%) направлена на реализацию программы "Разработка, испытания и производство ядерных боеприпасов". За последние пять лет ассигнования по этой программе выросли более чем наполовину ‒ до 12,4 млрд долларов. Кроме того, значительные средства - 2 млрд долларов (6,5% всех средств на военные ядерные программы в 2020 финансовом году) выделяются на реализацию программы "Разработка и обслуживание ядерных реакторов для ВМС США". За последние пять лет ее финансирование увеличилось на 33% В рамках данного направления ведутся НИОКР по созданию ядерных реакторов нового поколения, а также по обеспечению безопасности и модернизации существующих реакторов атомных кораблей. Прочие ассигнования предназначены для оплаты административных расходов, очистки загрязненной территории и пр. На эти цели направляется 44% всех средств (11 млрд долларов). В последующие годы прогнозируется сохранение тенденции увеличения ассигнований на военные ядерные программы. Кроме бюджета Пентагона и военных ядерных программ в военный бюджет Соединенных Штатов входят еще ряд программ: контрразведывательная деятельность ФБР за рубежом, компенсация за радиационное облучение, отчисления в пенсионный фонд ЦРУ и прочие. Ассигнования выделяются министерству энергетики, юстиции, внутренних дел, транспорта, Совету по безопасности ядерных объектов военного назначения и другим ведомствам. В 2020 году прочие военные программы оцениваются в 9 млрд долларов. Военный бюджет включает средства, используемые для реализации планов строительства ВС, которые условно можно назвать "базовым" бюджетом, и средства на финансирование военной деятельности США за рубежом (Overseas contingency operations) на чрезвычайные цели. Военный бюджет обеспечивает финансирование деятельности ВС как на территории США, так и за ее пределами. В 2020 году предлагается резкое увеличение ассигнований на чрезвычайные цели - до 173,8 млрд долларов, что в 2,5 раза больше, чем в 2019-м (23% военного бюджета). Это связано не столько с военными операциями, сколько с попытками администрации Д. Трампа обойти закон об ограничении бюджетного финансирования 2011 года (Budget Control Act 2011), согласно которому официальный "базовый" военный бюджет не может превышать установленных значений. Средства на чрезвычайные цели под ограничения данного закона не попадают, поэтому часть средств для официального "базового" бюджета, а именно 98 млрд долларов, в 2020 году были отнесены к чрезвычайным. В предыдущие годы эта практика также имела место, однако суммы не превышали 18 млрд долларов и общей картины не меняли. Таким образом, ассигнования по "базовому" военному бюджету, с учетом отнесенных к чрезвычайным целям, возрастают последние пять лет, а также в перспективе до 2024 года, что свидетельствует о сохранении темпов строительства ВС в ближайшем будущем. Так как в эти ассигнования включена часть средств "базового" бюджета представляется логичным рассматривать объем чрезвычайных ассигнований без их учета. Чрезвычайные ассигнования обеспечивают проведение операций ВС США в Афганистане, Ираке и Сирии, оказание военной помощи Афганистану, Ираку и оппозиционным силам Сирии, а с 2015 года - реализацию программы "Сдерживание агрессии в Европе" (European Deterrence Initiative). В 2008 году чрезвычайные ассигнования достигли максимальных значений ‒ 186,9 млрд долларов. В связи со снижением интенсивности американских военных операций в Ираке и Афганистане в 2012-2016 годах отмечалось их сокращение до 58,9 млрд долларов (9,4% военного бюджета). В 2014 году США заявили о возвращении в Ирак для "борьбы с террористами" и впоследствии незаконно ведут боевые действия на территории Сирии без согласия на то законного правительства Б. Асада, угрожая миру и стабильности в регионе. Таким образом, ассигнования на чрезвычайные цели устойчиво возросли до 76 млрд долларов в 2019 году, а непосредственно средства на проведение военных операций в Ираке и Сирии - с 1 млрд до 14 млрд долларов в период с 2015 по 2019 год. В проекте бюджета ассигнования на чрезвычайные цели в 2020 финансовом году определены в 76 млрд долларов без учета средств для "базового" бюджета. Впервые выделены затраты, непосредственно связанные с осуществлением военных операций (Direct War Requirements), и затраты на материально-техническое обеспечение (МТО) этих операций (Enduring Requirements): содержание военных объектов, ремонт и техническое обслуживание ВВТ, эксплуатацию кораблей и судов, а также обеспечение устойчивого функционирования систем вооружения. Подобное нововведение не позволяет проследить тенденцию финансирования, так как в 2001-2018 годах затраты на МТО учитывались в составе средств на военные операции по странам. Так, в 2020 году на проведение военных операций в Ираке, Сирии и Афганистане выделяется 26 млрд долларов, а на МТО - 35 млрд, на реализацию программы "Сдерживание агрессии в Европе" - 6 млрд, включая 250 млн долларов по программе "Помощь Украине в обеспечении собственной безопасности" (Ukraine Security Assistance Initiative). Кроме того, чуть более 9 млрд долларов направляются на "неотложные нужды" (Emergency Requirements). В проекте бюджета не детализировано их распределение. По данным сайта бюджетного комитета палаты представителей конгресса США, 3,6 млрд долларов предназначены для строительства стены и прочих сооружений на границе с Мексикой, 3,6 млрд ‒ для возобновления финансирования строительства военных объектов (каких именно, не уточняется), финансирование по которым было приостановлено в связи с переводом средств на строительство стены, а оставшиеся 2 млрд долларов ‒ на ремонт зданий на базах морской пехоты Кэмп-Леджен (штат Северная Каролина) и авиабазе Тиндал, поврежденных в 2018 году ураганами "Майкл" и "Флоренс". В 2020 году ассигнования по программе "Сдерживание агрессии в Европе" определены в 5,9 млрд долларов, что на 0,6 млрд (на 9,5%) ниже предшествующего года, но в 7,5 раза превышает показатель 2016 года. Структура финансирования программы существенно колеблется по годам. В целом за период с 2016 по 2020 год наблюдается значительное сокращение доли ассигнований на расширение присутствия ВС США в Европе (с 59,7 до 34,7%) при росте доли ассигнований на наращивание возможностей заблаговременного складирования ВВТ в передовых зонах (с 7,3 до 39,8%). Доли других направлений финансирования в 2020 году не превышают в отдельности 6-10% Общая численность американских военнослужащих, задействованных в военных операциях за рубежом, составляет 87,8 тыс. человек, из которых 15 тыс. находятся в Афганистане и 7,2 тыс. ‒ в Ираке и Сирии. Остальные военнослужащие заняты в системе обеспечения воинских контингентов: 46,5 тыс. ‒ на ТВД (In-Theater Support) и 19,1 тыс. человек - на территории США. Обеспечение воинских контингентов на ТВД включает не только обеспечение военнослужащих в Афганистане, Ираке и Сирии, но и Объединенной специальной боевой группы в районе Африканского Рога (Combined Joint Task Force Horn of Africa), а также предусмотрено в рамках программы "Сдерживание агрессии в Европе". Таким образом, на одного участвующего в военной операции приходится почти трое военнослужащих, осуществляющих его обеспечение. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 19854 | | |
Всего комментариев: 0 | |